О фильмах Макото Синкая сложно писать - они выстроены из невербальных ощущений - тонких оттенков настроения и созерцания окружающего мира. Главный герой здесь даже не вселенная, а окружающая действующих лиц обстановка. Синкай рисует невероятной красоты картины, в равной степени завораживая и прекрасным закатом и закипающим на плите чайником. Его повседневность вроде школьного класса или подходящего к станции поезда ни в чем не уступает мечтам и иным мирам. А разворачивающася на таком фоне история всегда остается лишь скромным и изящным дополнением к живописному полотну. Герои мало говорят и еще меньше делают - их чувства проявляются в основном в отношении к окружающему миру. Мы видим их взгляд на мир, не отчаяние в мыслях героя или обусловленные им действия, а заполняющий все вокруг снегопад и холодный свет фонарей, не мысли о неопределенности и поиске собственного будущего, а закатную тишину, ночной ветер и взлетающую вдали ракету. Это не отдельные сцены - таково все творчество Синкая, самым ярким примером которого является его последний фильм "5 сантиметров в секунду".
В "трех историях о одиночестве в современной жизни" нет связного сюжета и они практически не связаны между собой. Синкай окончательно отошел даже от эпизочески появляющихся боевых роботов и политики, всегда смотревшихся в его фильмах инородным телом. Лишь сюжет первой части можно как-то описать, но рассказывать про юных друзей, их разьезжающихся в разные концы страны родителях и эпическом для десятилетнего мальчишки путешествии на пригородных поездах смысла мало. А все остальное окончательно распадается на закатное небо, поездки на мопедах, беседы под звездным небом, тренировки в серфинге и стрельбе из лука, выбор профессии и университета, освещенный солнцем школьные комнаты и прогулки по железнодорожным путям. В единое целое оно обьединяется на более высоком уровне.
Неуловимому настроению, незримо обьединяющему все происходящее скорее в состояние дущи, нежели в идею или историю, очень сложно подобрать словесное ощущение. Это чисто восточное созерцание в единении с миром, без отрешенности христианских мыслителей, одновременно и деятельное и спокойное. Пытаясь описать его незаметно начинаешь рассказывать про все тот же принцип взаимосуществующих противоположностей известный как "великий предел" или в поп-выражении инь-янь, обьединение бесконечно переходящих друг в друга разностей в высшее состояние. Вечность и повседневная суета, мелкое и высокое, человеческие чувства и безграничность вселенной - все это естественно сосуществует во все тех же разговорах на фон неземного заката или завораживающей красоты обычной комнаты. А бесконечное разнообразие мелких эпизодов уравновешивается единой темой одиночества, разделямого всеми все взрослеющими героями.
Еще одна тема проходит неизменной не только через все эпизоды "5 сантиметров" но и через творчество Синкая в целом. Это умение видеть красоту во всем и восхищаться и любоваться ею не смотря ни на что. Автомобили, облака, вокзалы, магазины, хлмы, море, обыкновеннейшая кухня и спешающие по крупногородским улицам люди одинакого прекрасны, это ощущение не пропадает даже в самые тяжкие моменты отчаяния и бессилия - именно так думают и чувствуют герои Синкая. И это не может не завораживать. Но его творчество надо видеть, чувствовать и ощущать - слова могут лишь дополнить и оттенить эти впечатления.
Пять сантиметров в секунду
5 Centimeters per Second
Byousoku 5 Centimeter
Byousoku 5 Centimeter - a chain of short stories about their distance.
秒速5センチメートル
秒速5センチ メートル
秒速5センチメートル
2007
полнометражный фильм, 60 мин.
Режиссёр: Синкай Макото
профиль на world-art
Да, отличный, красивейший фильм о жизни, но вот сама атмосфера (возможно, из-за музыки) для меня оказалась слишком уж тяжёлой, грустной, что ли. Пересматривать не хочу.