Главный герой безусловно сам мир, далекая планета Пандора и ее природа. Зрелище без преувеличений феерическое - летающие скалы, гигантские деревья выше наших небоскребов, светящиеся по ночам леса, ездовые птеродактили и совершенно невообразимая живность и растительность. Выглядит цельно и убедительно, это действительно другой мир - единая экосистема живущая по своим законам, от мельчайшей травинки до гигантских зверей и связанных в единую информационную сеть деревьев. Не похожая на любые земные ландшафты, придуманная с нуля, проработанная в мелочах и бесконечно далекая от "те же джунгли, но инопланетные". Прорисованная с невероятной детализацией в которой действительно незаметны переходы между компьютерной графикой и сьемками настоящих актеров и декораций. Этот мир запоминается намного сильнее всего остального - сражений, персонажей, сюжетных перепетий - хотя не подкачали и они. Но он все равно на первом месте невероятно яркий и прекрасный, ни на что не похожий мир и действительно незабываемый - вписавший свое имя в историю фантастики и кинематографа.
И сразу за ним идут персонажи. В масштабных блокбастерах они в основном лишь раздражают зрителя, вынуждая терпеть свою тупость и неестественность в перерывах между зрелищными сценами. Здесь другой случай. Герои яркие, вызывают сильные и неоднозначные эмоции. Всех без сомнения перещеголял полководец землян и главзлодей фильма - колоритнейший солдат-ветеран с кучей шрамов (да, я не запоминаю имен с первого просмотра и мне пофиг), хладнокровный, умный, храбрый и абсолютно преданный Земле и своему командованию. Он крайне далек от штампованного образа "я такой плохой, хочу вас всех поработить и мучать просто потому что я такой злой". Скорее он просто крайне упрямый, принципиальный и не терпящий никаких никаких возражений - что не оставляет ему выбора в весьма неоднозначной и необычной ситуации. Тем не менее он никого не стремится истребить и уничтожить, просто безжалостно подавляет любое сопротивление приказам своего командования и стремится сохранить в живых как можно больше своих солдат - ничуть не жалея самого себя. Вот только с начальством не повезло - классический "эффективный менеджер", тупой и высокомерный. Тем не менее в финале фильма испытываешь невольное уважение к его принципиальности, упорству и храбрости - чертовски харизматичный сукин сын, учитывая общую неоднозначность происходящего.
Впрочем остальные персонажи тоже далеки от серости и безликости. Убедителен главгерой, молодой и непосредственный, никогда не унывающий, не сдающийся и радующийся жизни несмотря ни на что. И при этом не выглядящий идиотом. Хотя проблем у бывшего морпеха, а ныне оператора аватара - искусственно выращенного тела аборигена-нави, дистанционно управляемого человеком, хватает. После давнего ранения парализованы ноги, в среде ученых парень смотрится белой вороной, военные требуют шпионить, сам он испытывает все большую симпатию к нави, среди которых он живет в своем аватаре, а их отношения с землянами все сильнее обостряются. Отлично смотрится главученая в исполнении "талисмана Кэмерона" Сигурни Уивер - резкая, грубая, много понимающая, но не способная что-то изменить. И вроде бы второстепенный персонаж - пилот вертолета ученых, простая, очень живая и человечная девушка. Даже придурок-директор временами отжигает только так "что же за траву вы там курите". "Индейская принцесса" нави, ее воинственный брат и мудрая шаманка несколько уступают - но для компьютерных персонажей они невероятно хороши. Любви и страданию трехметровых и синекожих человеко-кошек действительно искренне сопереживаешь, они ни на секунду не кажутся трехмерными моделями.
Впрочем и по визуальной достоверности они ничем не отличаются от снятых в реальном мире людей-актеров. Вообще, разница между компьютерной графикой и реальными сьемка наконец стерлась полностью. Она не видна не только в отдельных сценах - но и в фильме в целом. По техническому уровню и спецэффектам Аватар на голову првосходит все снятое ранее - не ограничиваясь инопланетной природой. Гигантская битва в конце действительно поражает воображение - с ордами фантастической живности против морпехов, боевых роботов и вертолетов вкупе с шаттлом-бомбардировщиком (это не спойлер - о нейи в интервью и в роликах говорили). Нет ни одного размытого и низкодетализованного кадра и маштаб происходящего оставляет далеко позади тех же трансформеров. Но лучшая черта фильма в том, что баталии все-таки не главное. Фильм не сводится к красивому и захватывающему, но абсолютно бессмысленному атракциону.
Не могу сказать что сюжет меня потряс. Я уже вырос из того возраста, в котором "Матрица" кажется полной оригинальной философии, а для понимания Аватара советуют сначала прочитать Кастанеду (читал всего лет десять назад). Но происходящее крайне далеко от человеков-пауков и трансформеров. Скорее это весьма внятная и логичная, без особых дыр в повествовании, научная фантастика в духе классических романов середины XX века - хоть Стругацких, хоть Кларка или Азимова. Вся живность Пандоры связана в единую информационную сеть, растения посредством проводящих электричество корней, животные - с помощью специальных.. разьемов что ли, в духе "матрица на биотехнологиях", к которым умело подключаются скорее операторы, нежели наездники нави. Современный вариант живущих в гармонии с природой индейцев. И само собой жадных и беспринципных белых, для которых ценные ресурсы являются оправдывающей любые средства целью. Мимоходом упоминается, что вся живая природа на Земле уничтожена и жизнь там не особо привлекательна даже по сравнению с Пандорой, атмосфера которой убивает незащищенного человека за пару минут. Развитие нашей цивилизации крайне нестабильно и сейчас, оно построено на бесконечном пожирании всех доступных ресурсов и загаживании всего вокруг. И хотя его скорость действительно впечатляет - но вот полное игнорирование долгосрочных перспектив вызывает массу вопросов. Собственно если ничего не изменится в нашем поведении и не найдется новых незагаженных пространст и природных ресурсов - мы вполне можем сами себя уничтожить во вполне обозримом будущем. Сюжет не новый, но классический, ничуть не потерявший своей актуальности и в наше время и дающий зрителям немало пищи для размышлений, а действующим лицам вполне убедительную и логичную позицию - даже если она толкает их на самубийственные или злодейские поступки.
В общем и целом получился не просто аттракцион со сверхтехнологичными спецэффектами, а оригинальная и интересная кинофантастика или если угодно киносказка - ибо обнаженной натуры и кровищи в фильме нет и детей можно вести совершенно спокойно. С яркими образами и персонажами, внятным сюжетом. На уровень выше проходных блокбастеров вроде "Трансформеров" или "Человека-Паука". Единственный и весьма неожиданный минус - устающие от двух с половиной часов в очках со стереоизображением глаза. Но весь хронометраж оправдан на все 100%, Кэмерон напридумывал столько всего - что оно откровенно не влезает в и без того огромное экранное время, не давая возможности развернуться многим второстепенным линиям и оставляя за кадром кучу вопросов и моментов. По первым впечатлениям невозможно сказать, войдет ли фильм в историю как и снятые Кэмером Титаник, Терминатор, Чужие - но этот мир я точно запомню навсегда, он прекрасен.
— Не-е, я как был е…нутым на всю голову, так им и остался, так что темноты там на всех хватит. Такие американские горки, знаете. Удары по психике. Счастье в «Аватаре» нужно заслужить. И благодаря этому, я думаю, фильм выстрелит. Твари разных пород, компьютерная графика — это все хорошо, но важнее то, что Сигурни Уивер, когда пару дней назад впервые фильм посмотрела, минут пятнадцать рыдала в конце.
В фильме мы пытались как-то балансировать между ужасом и моментами, когда в зал просто транслируется красота. В кино — и в фантастике особенно — так не многие делают, а зря. Сильный эффект получается.
— Вы же могли сделать все от начала до конца на компьютере.
— Да, но какой смысл имитировать то, что можно снять вживую? Люди сейчас злоупотребляют компьютерной графикой. Если человек заходит в комнату и говорит реплику, надо снимать актера в комнате нормальной камерой. А если это инопланетянин — надо нарисовать, а не мазать артиста синей краской. Можно и наоборот, но по-дурацки же получится.
Смотрите: когда в «Бездне» мы делали водяных существ, это было в шаге — ну в полутора шагах — от того, что делали все остальные. Та же штука со вторым «Терминатором»: чувак из жидкого металла — это тогда было на грани возможного. А «Аватар» — далеко за гранью. Но время работало на нас. Это, знаете, как в серфинге: я не умею стоять на доске, но понимаю принцип. А принцип простой: ты не можешь создать волну. Не можешь, и все тут. Но можешь использовать волну, которая рано или поздно появится. Так и получилось. Хотя теперь я побаиваюсь идей, которые невозможно реализовать прямо сейчас.
— А продолжение у «Аватара» будет?
— Будет, я думаю. Надо только понять, как сократить сроки производства, постпродакшен и прочее. В смысле технического воплощения будет полегче: герой есть, технология есть. Соберем денег, сделаем еще. Все ведь просто.
Спасибо! Хорошо написал!:)
Надеюсь, они сделают продолжение. И сказка получится не менее красивая:)
Про Кастанеду в точку
Жалобы на "банальный примитивный сюжет" просто смешно читать