Мастер дзэн Унган Донсэй (780—841) был близким другом Дого, того самого, который задавал вопросы Сэкито. Унгану принадлежит следующее мондо, касающееся дзэнской личности. Однажды он готовил чай. Подошел Дого и спросил:
— Для кого ты готовишь чай?
— Одному человеку хочется выпить чаю, — ответил Унган.
— Почему же ты не заставишь того человека приготовить себе чай? — продолжал спрашивать Дого.
— Ну, просто случайно здесь оказался я, — ответ был невозмутим.
Дого остался доволен этим ответом и удалился. С точки зрения логики фраза Унгана «Одному человеку хочется выпить чаю» может быть понята как относящаяся к какому-то другому человеку, желающему напиться чаю и отличному от самого Унгана. Однако на самом деле присутствует только один Унган. Поэтому «человек» здесь означает трансцендентную, абсолютную, т. е. дзэнскую, личность, которая пребывает вместе с Унганом или в Унгане. Дого, конечно, знал об этом. Он отчетливо уловил дзэнский дух в первом ответе, но продолжил спрашивать, чтобы узнать, насколько глубоки и истинны были дзэнские достижения Унгана. Задавая второй вопрос — «Почему же ты не заставишь того человека приготовить себе чай?», — Дого намеренно встал на сторону индивидуального «я». Однако дзэнская позиция Унгана была столь прочной, что совершенно не пошатнулась. Трансцендентное «я» должно действовать так же, как и «я» индивидуальное, в противном случае оно утратит свою значимость и истинность в качестве трансцендентного «я». Унган выступал на этот раз в качестве индивидуального «я» и сказал: «Ну, просто случайно здесь оказался я». Индивидуальное «я», которому случилось тут быть, одновременно является трансцендентным «я», которому хочется выпить чаю. Это и есть дзэнская личность, которая и не двойственна, и не единственна. Между Дого и Унганом состоялся выразительный диалог на тему «живого», во время которого они продемонстрировали свои действительные, конкретные, живые дзэнские личности. В дзэн между мастером и учеником, или между соучениками, происходит непрерывный обмен репликами мондо; таким прямым и динамичным способом они проверяют и тренируют друг друга в достижении дзэн или внутренней духовности. Представляется, что этот дзэнский метод уникален.
Дзэнкей Сибаяма Цветок безмолвствует