"Королевский Маскарад" Оксаны Демченко - восточные эльфы

... и жили они долго и счастливо. Эта фраза всегда завершает сказку. Даже если многим читателям (вроде меня) очень хочется узнать, как же именно они жили - невозможность интересного описания мирной жизни считается само собой разумеющейся. Новая книга Оксаны Демченко наглядно опровергает устоявшиеся суждения. В "Ромашках для королевы" древний эльф Орильр и черноглазая ведьма Сэльви победили кровожадных демонов, стали любимыми правителями эльфов, заключили прочный мир с остальными расами и поселились в прекрасной Долине... Как продолжить подобную историю? Всем знаком большй типовый набор по созданию гениальных произведений в стиле фэнтези: демоны вернулись; появилось новое (уж-жасное!) зло; эльфы поссорились кем-то; заговорщики свергли правителей; убили - королеву, короля, их детей, всех вместе взятых и мстя наша будет страшна... в меру испорченности автора. Ничего подобного! Королевская чета мирно и спокойно прожила несколько столетий, заведя шестерых детей, значительно улучшив нравы своих поданных... и продолжая заниматься всем вышеперечисленным (за исключением детей, подросшие отпрыски начинают задумываться о собственных) в "Королевском маскараде". Счастье оказывается гораздо интереснее вселенских катастроф, и незначительный неприятности лишь разнообразят происходящее.

Общая черта художественных произведений, особенно ярко проявляющаяся в художественной литературе - добрые персонажи и сцены удаются очень редко. Мальчиши-кибальчиши почти всегда оказываются невыносимо скучными, вне зависимости от намерений своего создателя. В итоге кто-то усыпляет читателей нравоучительно-правильными повествованиями, кто-то сознательно стрижет бабло с обаятельных злодеев... Проблема общеизвестна и овцы с волками уживаются очень редко. В лучшем случае изначально хороших героев помещают в крайне невыносимую среду с массой конфликтов, столь необходимых для правильного построения сюжета. У Оксаны Демченко все иначе. Еще в "Докричаться до мира" вкуснее всего были редкие, но завораживающие сценки отдыха героев, на фоне которых блекли сражения и интриги. Здесь же боевка окончательно отодвинута на третье, если не четвертое, место (но присутствует, какой уважающий себя фентези роман выйдет на улицу без пары десятков злобных магов?). В начале книги почти все члены королевской семьи отправляются в разные части света - спасать замерзающих на севере ящеров, изучать полузабытые страницы эльфийской истории, повидать восточные страны... и само собой сталкиваются с разнообразными проблемами, но ни одна из которых не назовешь глобальной катастрофой и борьбой с ужасным Злом. при желании сюжет можно охарарактеризовать как "эльфы многократно спасают всех подряд" - но суть происходящего вовсе не в жаждущей присоединить к себе пару провинций империи или украденном у гномов сверхсекретном изобретении, она в массе удивительно симпатичных мелочей и общей атмосфере радости и безмятежности.

Вселенную Демченко можно назвать "чисто восточным средиземьем". В теории местные расы строго следуют канону Толкиена: добро-бессмертные эльфы, трудолюбиво-подгорные гномы и даже самоустранившийся от происходящего но неизменно благой творец напоминает о христианских корнях толкиеновской философии. И вто же время все смертно-бессмерные очень сильно отличаются от прототипов Профессора! Разницу очень сложно описать словами, но она четко видна на практике. Вроде бы эльфы живут в лесах, на правах старших братьев помогают людям, мудры, добры и далее по списку.... и одновременно бесконечно далеки от своих средиземских собратьев. Сэльви невозможно представить в Ривенделле, а Элронд скорее всего не выдержал бы в Рэлло и пары дней. Здешнее добро какое-то настоящее... и эта неуловимая разница не может не заинтересовать интересующегося культурой и психологией человека. Выдвину несколько еретическое предположение, эльфы Демченко - это великолепный пример фундаментальных отличий восточной и западной цивилизаций. Ведь из одной и той же идеи добрых, мудрых и бессмертны вырастают совершенно разные существа.

Очень многие российские читатели с самого начала чувствовали, что толкиеновское добро им чем-то чуждо, в нем что-то неправильно, но не могли объяснить почему. Я так и не встретил ни одного внятного объяснения этого ощущения, хотя его распространенность наглядно подтверждается весьма распространенной в рунете привычкой именовать себя и свой народ "орками". Напомню основные различия востока и запада, не "плохие" и "хорошие" стороны, просто разные (по Кара-Мурзе):

1. Восток - единство человека с миром и обществом "я нераздельная часть целого", запад - не менее четкая обособленность, атомизированность, лучше всего выраженная в непереводимом на русский язык слое "индивид" - неделимом, изначально отделенном от остального мира человеке и поговорке "человек человеку волк".

2. Восток - идеалистическая ценность, основа мира - любовь. Запад - страх (наиболее наглядно проявляющийся что в протестантизме и социал-дарвинизме)

3. Восток - вечный идеал всеобщего равенства. Запад - четкое деление людей на высших и низших (это могут быть и разные расы, и избранные богом богачи в протестантской этике, и недемократические народы, истребление которых является не менее благим делом, чем торговля не признающими бога язычниками).

Эти цивилизационные различия не зависят от конкретной идеологии и страны. Идеалы всеобщего равенства в равной мере пробиваются и в христианство и в коммунизм и творчество не признающих никакие идеологии хужожников. Попробуем сконстурировать доброе, мудрое и бессмертное существо на основе обеих наборов ценностей.

На западном полюсе получим толкиеновского (и всех следующих за ним, будь они трижды темными) эльфа - крайнего индивидуалиста, четко отделяющего себя от остальных, и особенно от безличного в своем единстве зла. Постоянно испытывающего страх - то перед некой всемирной угрозой, то перед всеобщим увяданием. И очень четко отделяющего себя от менее мудрых и добрых рас, включая павших сородичей, даже искренне желая им только добра.

На восточном - эльфа Демченко, превыше всего ценящего свое единство с миром, умение гармонично вписаться в уже существующие порядки, а не переделывать их под себя. Постоянно радующего жизни и все новым прекрасным сторонам окружающего мира. Особо подчеркивающего свое равенство со всеми остальными расами.

Бессмертие? Для Толкиеновского эльфа это еще один барьер, отделяющий его от природы и остальных рас. Эльфы не могут жить в обычном мире, они либо уплывают в нереальные края либо обустраивают себе особые местечки с измененным течением времени. Для эльфа Демченко бессмертие лишь замечательная возможно познавать бесконечно разнообразный мир и наслаждаться его красотой.

Повторюсь, в обеих случаях речь идет о добром и мудром существе, вопрос в ином -- как именно добром и мудром.

Толкиен вне всяких сомнений один из самых талантливых выразителей западных ценностей. Многие представители иной культуры это осознавали и пытались противопоставить завораживающей красоте чуждых ценностей свое видение мира - неважно, из идеологических целей или простого стремления к разнообразию. Но большинство ограничивалось внешней стороной - и в результате получались те же эльфы, вид сбоку. Даже делая изначально светлых и мудрых существ злыми и глупыми, авторы не могли вырваться из чужой системы ценностей. "Кольцо тьмы" Перумова, "Последний кольценосец" Еськова, "Черная книга Арды" - характерные примеры безуспешных попыток.

У меня нет никаких оснований предполагать, что Оксана ставила перед собой столь глобальные цели или вообще задумывалась о подобных вещах. Конечно чем черт не шутит, но текст дышит "придуманностью для себя". Так или иначе, получилось очень любопытное в культурном плане явление и просто хорошая фантастика.

Ворох набросанного девушки разобрали с пола вместе, еще немного повздыхали - и побежали слушать, как звонко ругается во дворе королева. Оказывается, Лоэль только что встретил прибывших кайга и осчастливил маму сведениями о том, что у него вообще-то две жены, но - временно и совсем невсерьез...

Сэльви стояла посреди двора в любимой королем позе - кулачки упираются в бедра - и возмущалась. Орильр утверждал, что Единственная очень красива, когда шумит, а положение рук позволяет оценить сполна, какая у неё восхитительно тонкая талия, и тем более - сколь красивы бедра. Говорил он комплименты, как правило, именно в процессе очередного скандала. Королева фыркала и всем видом показывала: так её гнев не смягчить. Но, как знали подданые, милая лесть его величества была весьма сильным средством. Увы, Орильр еще не вернулся на заставу. И Лоэлю пришлось бы, скорее всего, туго. Но жены вступились за уважаемого нидя-шамана. Они не понимали практически ни единого слова из речи королевы, в которой сложно мешались эльфийские и леснийские обороты. Но тон был исключительно внятным, и девушки на два тонких птичьих голоса взялись отстаивать мужа.

- Две! - возмущалась Сэльви. - Восточный правитель, гляньте на него. Если бы хоть одна к сердцу прикипела, так ведь нет, я-то вижу! Может, ты их купил? Или взаймы взял, на год? А весной на новых поменяешь, да?

- Наш муж уважаемый шаман, - лезла вперед Сигэ. - Он весь род спас, нельзя его ругать. Даже маме: он, однако, хорошо зимовал!

- Мы его кормили, - выглянула из-за плеча Лоэля Сыру, понимавшая чуть больше слов леснийской речи. - Одежду шили, что нехорошо? Мы годные жены, работящие.

- Да не брал я никого взаймы, - Лоэль отчаялся перекричать хор и безнадежно махнул рукой, ненадолго заглушая голоса магией. - И, мам, очень прошу: выслушай ты меня сперва, а потом уже ругайся.

Королева вздохнула, кивнула и села на широкую лавку, установленную только вчера для грядущего праздника Масленицы. Лоэль пристроился рядом и стал быстро говорить, показывая на жен, на прибежавшего из дома Дюпту, на ворота, откуда вот-вот появятся ледяные кентавры. Одним из замечательных качеств её величества было умение признавать свои ошибки. Выслушав сына, Сэльви звонко рассмеялась. Еще раз пристально осмотрела готовых снова отстаивать мужа красавиц-кайга.

- Не разобралась, извини, - королева погладила сына по плечу. - Ты уже купил им подарки? Приличные?

- С Дюптой уговорился, он сам выберет, что следует. Я сделаю узелки-заклинания, чтобы гнус отгонять, искать отбившихся от стада оленей. И другие - тоже в их жизни полезные. Уже работаю.

- Вот и умничка, - улыбнулась Сэльви. - Элло, малыш, я тебя очень прошу, не женись в ближайшие лет пятьдесят. Не время еще тебе. Я ведь знаю.

- Не женюсь, я за зиму достаточно насмотрелся, чтобы поумнеть и не спешить, - серьезно пообещал принц, с опаской глядя на своих северных жен. - Я уйду к Диалю, хочу пожить у следопытов. Или к Кэлю, хватит с меня магии, буду бою учиться, тоже полезно, а то я у тебя слабенький. Меня вон, всю зиму жены берегли, силком кормили: боялись, отощаю от усталости.

- Хорошие девочки, - сразу признала королева.

****

Маг пожал плечами, снова удивляясь подобному беспорядку, и стал заклинать, не откладывая на потом. Работал он замечательно быстро и грамотно. Через несколько минут ледяная плита в рост кентавра уже стояла и мягко светилась отблесками нездешней поздней осени, хмуро стучащей голой темной веткой яблони в окно домика Эриль. У камина сидел незнакомый Лоэлю рослый беловолосый воин и торопливо грыз ватрушку. Глянул на зеркало, приветливо махнул рукой.

- Ты Лоэль? Здравствуй. А я Рахта, я тут от Кошки Ли спасаюсь. Как думаешь, не найдет?

- Хорошо держит канал. Слишком хорошо,- удивился Эдиль, пропуская мимо ушей прочие заявления светловолосого. - Но магия чужая и странная ... высшая, пожалуй. Кто он?

- Понятия не имею,- честно отозвался Лоэль.- У нас в долине всегда что-то новое появляется. Или кто-то ...

- Я эфрит, но учусь быть эльфом, - малопонятно пояснил незнакомец. - Да не хмурьтесь так, разберемся. Что за дело-то? Может, срочное, а мы зря время тратим.

- Мама где?

- Ох, занята она, - рассмеялся Рахта.- Мы отметили ее день рождения, королеве спели новую дразнилку ... Хорошая, длинная, веселая, всем понравилась. Одна беда: там была строка «без штанов зимой шибко холодно», а гномы выпили пива и спели второй раз, по общей просьбе. И вместо "шибко" вставили слово попроще: чему там в точности холодно зимой без штанов. Да громко так, внятно назвали эту часть тела. При дюжине послов и паре каких-то королей людей плюс княжеская дочь и ее впечатлительная тетушка ... я в местных названиях пока не разобрался, страны не укажу. Кстати, никто не возмутился, им было вкусно и весело, но Сэльви все равно рассердилась. Потому что пить надо в меру.

- Мама их ловит? - догадался Лоэль.

- Загнала на дуб,- обрадовался возможности рассказать историю эфрит.- Ты видел гномов на дубе? Восхитительное зрелище! Висят с мрачным упорством, трезвеют. Сэльви стоит внизу С новой поварешкой и проклинает их. Ну "чтоб ты отцепился" и так далее. Похоже, история затянется, ребята цепкие. Вы погодите чуток, я уже позвал Орильра. Вот-вот...

*****

- Во-во, - хихикнула ведьма. - Я - не! Глупости это, что души вроде воды, из стакана в стакан свободно переливаются. Не бывает так. Нет в мире повторений. Зато есть круг жизни... Люди - они уходят по своим тропам, я не стану их обсуждать. - Королева поморщилась. - А эльфы... Наши души вроде деревьев, девочка. Я твердо знаю. Смерть - зима... Рождение - новый круг смены сезонов. Стержень, ствол души вечного образуют его опыт, убеждения, талант... и долг. Неисполненное прощается людям, но нам - никогда. В новом тепле жизни и с новой листвой дел и планов, мы, лес памяти этого мира, по-прежнему отвечаем за свои долги. Они нас могут подточить, как древесный жук - изнутри. Убить окончательно. Лишить смысла нашу вечность. Зато исполненные - дают основу для роста.


Добавить комментарий