Глава Microsoft Стив Баллмер уходит в отставку. Уходит против своей воли, весь интернет обошло его крайне эмоциональное прощание с сотрудниками. Формально к нему сложно придраться - Microsoft остается прибыльной компанией, за время правления Баллмера и доход и прибыль только выросли, большую часть его решений крайне сложно критиковать - формально они выглядят абсолютно нормальными. Настоящие проблемы кроются гораздо глубже - весь свой доход компания получает за счет тех продуктов, которые были созданы еще при Билле Гейтсе, во всех новых областях от поиска в интернете до мобильных операционных систем компания терпит провалы с удручающей регулярностью, несмотря на последовательное вбухивание десятков миллиардов долларов от основной деятельности. Единственный более-менее успешный проект, игровая приставка XBox 360, выжил только за счет того, что сама область игровых приставок крайне консервативна - Microsoft конкурировала со старичками в лице Sony и Nintendo, которые сами пасуют на более новых рынках. И не смотря на это XBox стал прибыльным совсем недавно, до этого Баллмер точно так же терял миллиард за миллиардом. Нынешняя Microsoft представляет собой бледную тень той молодой и дерзкой компании, которая вырывалась на новые рынки с дерзкими и нестандартными решениями, выбивая с них гигантов вроде IBM. Само собой о причинах подобных перемен пишут очень много и я просто представлю свое видение происходящего. Что же потеряла Microsoft? Что именно изменилось в ее подходе к созданию новых продуктов? Для начала надо понять, каким он был раньше, когда она еще не была гигантской корпорацией с монопольным положением на рынке и практически неограниченным запасом наличности.
Не так давно я перевел три статьи о большой войне Microsoft с IBM за рынок операционных систем для PC (первая, вторая, третья), удивительно напоминающей нынешнее противостояние Google с Microsoft в роли новой IBM (Apple в обеих случаях стояла в стороне, крепко удерживая хоть и небольшую, но собственную и очень прибыльную нишу). Многим кажется, что Microsoft всегда давила конкурентов маркетингом, огромными вложениями в рекламу и использованием монопольного положения. Но в то время все было иначе - у маленькой Microsoft не было ни монопольного положения, ни сравнимых с гигантами вроде IBM средств на рекламу. Не говоря уже о репутации "еще никого не увольняли за покупку продуктов IBM". Microsoft выиграла благодаря жесткому курсу на удовлетворение настоящих потребностей настоящих пользователей, даже если из-за этого разработка проходила с массой сложностей а итоговые продукты нарушали массу теоретических правил. Пользователи хотели низких системных требований, совместимости с самым разным железом и старыми программами, в которые уже были вложены деньги. Чтобы добиться этого программисты Microsoft шли на совершенно невероятные технические ухищрения - только узнав о том, что на самом деле творилось во внутренностях Windows 95 начинаешь по-настоящему уважать разработчиков этой системы, а анекдот про зависающее форматирование дискетки больше не кажется смешным. Характерным примером старой Microsoft является знаменитая в узких кругах история с популярной в то время игрой SimCity - к ее коде были ошибки, не позволяющие нормально работать в многозадачной системе (игра использовала память после ее высвобождения). Так как разработчики игры отказались вносить изменения, программисты Microsoft сами дезассемблировали ее код, нашли ошибку и включили в Windows 95 специальный режим работы с памятью, если на компьютере запускалась SimCity. Таких приложений были сотни - если разработчики не хотели исправлять свой говнокод, программисты MS шли на любые жертвы ради их гладкой работы в своей операционке. IBM еще в 1988 году сделала технически совершенную систему OS/2, мало уступавшую Windows XP/7, которая не работала на большинстве компьютеров либо из-за крайне высоких системных требований либо несовместимости со подавляющим большинством компонентов и не поддерживала запуск старых программ. А еще стоила почти в 10 раз дороже и в первых версиях не было даже графического интерфейса.
А теперь посмотрим на самый главный провал Microsoft времен Стива Баллмера - полную потерю рынка смартфонов. На нем сейчас правят бал Google с Apple и мало кто помнит, что Microsoft была одним из лидеров этого рынка до появления iPhone, устроившего революцию в пользовательском интерфейсе мобильных устройств. На месте Android должна была быть Windows Mobile - она уже была одним из лидеров и имела схожие достоинства и недостатки, но в один прекрасный момент Баллмер просто выкинул за борт старую операционку и начал делать с нуля новый, теоретически красивый и правильный Windows Phone, полностью не совместимый со старыми программами и поддерживающий очень узкий спектр железа. О том, нужно ли это пользователям, никто не подумал. В итоге пользователи и разработчики программ перешли с Windows Mobile на Android, а теоретически правильная Windows Phone оказалась никому не нужна, несмотря на восторги журналистов и покупку Nokia, пожертвовавшей собственной операционкой и продажами ради Windows. Во втором квартале 2013 года ее доля рынка составила 3,7% против 79.3% у Android. Microsoft получает больше денег с лицензий на свои патенты для производителей Аndroid-устройств, чем с продаж собственной ОС.
Посмотрим на Windows 8 и плиточный интерфейс Metro/Modern. Здесь ситуация очень похожа. Новый интерфейс очень красив и правилен в теории, реализует модные дизайнерские идеи, но полностью игнорирует запросы обычных пользователей и принципиально несовместим со старыми программами и практиками программирования. Доходит до того, что на родных для Microsoft C# и .Net проще писать программы под iOS и Android - так как из Metro выкинули кучу старых API, которые доступны в альтернативной реализации C# и .Net от Xamarin. Я бы назвал это практикой разработки для начальства - в отчетах, рекламных проспектах и рассуждениях аналитиков плиточный интерфейс великолепен, на практике уродлив, неудобен и требует переучивания. Насчет субъективных оценок конечно можно поспорить, некоторым людям новый интерфейс нравится, но подавляющее большинство покупателей четко проголосовали кошельком против - продажи Windows Phone говорят сами за себя, причем сами телефоны многим нравятся, не нравятся именно плитки.
Еще одним бессмысленным и беспощадным продуктом стала Windows RT - никто так и не понял, зачем в версии Windows для энергоэффективных и дешевых ARM процессоров запретили использование классических настольных программ, хотя сами устройства изначально предполагалось использовать как гибрид планшета с ноутбуком, во втором режиме управляющийся с помощью клавиатуры и мыши.
При этом в Windows до сих пор нет магазина приложений для настольных компьютеров, так что программы приходится сначала долго искать в интернете, рискуя нарваться на вирусы, потом скачивать с разных левых сайтов, запихивающих в дистрибутивы рекламный софт, потом в ручную отслеживать появление новых версий. Каждый крупный разработчик программ вынужден писать свою систему обновления - итоговый зоопарк здорово тормозит загрузку - сначала должен отработать обновлятор Steam, потом обновлятор Flash, потом обновлятор Chrome...). С оплатой все еще хуже, мало того что каждый производитель должен реализовывать оплату программ сам, так еще и пользователь должен разбираться с кучей левых сайтов, постоянно рискуя нарваться на мошенников, ворующих деньги с кредитных карт. В итоге рынок программ под настольный Windows практически умер - разработчики ушли в магазины Apple и Googe, на PC остались только очень крупные компании, заказная разработка софта для организаций и игроделы, продающие свои творения через Steam.
Возможно все это связано с весьма специфической организацией работы внутри Microsoft при Баллмере - он ввел так называемое групповое ранжирование (stack ranking), при котором все сотрудники делятся на успевающих, середняков и отстающих. Успевающих премируют, отстающих увольняют. С ходу не понятно, в чем тут проблема - не буду пересказывать длинную статью или употреблять красивые термины вроде "игра с нулевой суммой", просто объясню - при такой системе успех вашего коллеги вреден для вас, так как если он получит более высокую оценку, то вас уволят даже если работа всей команды будет выполнена лучше. Помогать другим вредно, вредить полезно, работать в команде с другими хорошими работниками невыгодно. Ушедшие из Microsoft люди описывают эту систему как "страх и ненависть".
“«Сотрудники всеми правдами и неправдами стремятся не попасть на дно корзины, — рассказывал мне один микрософтовский инженер. — Всякий, кто отвечал хоть за какую-то часть работы, стремился открыто саботировать усилия остальных. Самый ценный совет, который я получил: нужно внешне изображать доброжелательность и поддержку, а на самом деле стремиться утаивать любую информацию, которая позволила бы сотрудникам обойти меня в рейтинге”.
Перечислять провалы можно и дальше, но общая схема одна, при Баллмере Microsoft начала выпускать продукты для начальства. Теоретически правильные, реализующие модные тенденции и красиво выглядящие на презентациях и пресс-релизах. То, что эти продукты не только не решают старые проблемы пользователей, но еще и создают новые, никого не волнует. Только время покажет, изменится ли что-то с уходом Баллмера, но лично я жду SteamOS и Android для ноутбуков