And all the fears that you hold so dear
Are turning into whisper in your ear
Здешний мир - схематичный мегаполис cо скудной цветовой гаммой, скрывающий множество незаметных на первый взгляд тайн. В тенях прячется звездный космос, люди больше похожи на ожившие маски и ничто не является по-настоящему реальным. Рисованная анимация легко сочетается с документальными видеосъемками и энциклопедическими рассказами про проект Ксанаду, Розвелский инцидент, Majestic 12 и резонанс Шумана. Долгие часы экранного времени заполняются видениями и размышлениями, после чего все переворачивается с ног на голову в бешеном всплеске действия. Таков мир юной Лейн, на первый взгляд классического аниме-штампа - "обычная японская школьница" с равнодушными родителями и осточертевшими одноклассниками - повседневная жизнь которй внезапно тает подобно льду на раскаленном стекле.
При просмотре никак не избавиться о мысли, что Тарковский таки взялся за анимацию. Сложный для восприятия сюжет, масса философских размышлений, общая загадочность происходящего и повсеместный символизм - все это живо напоминает символ российского кино-не-для-всех. Но Тарковский никогда не снимал анимационные телесериалы и уж тем более столь разнузданный киберпанк с тотальной виртуальностью и всепроникающей сетью. Для него невозможно ТАКОЕ отношение к богу. В конце концов Тарковский далек от искреннего любования урбанистическими пейзажами без единого клочка зелени. Но ощущение удивительного сходства ритма и визуального стиля все равно не уходит, несмотря на резкие отличия в идейно-смысловом плане.
Пересматривая "Эксперименты" в 2009 трудно поверить, что они сделаны в далеком 1998. Настолько современны здесь интернет, компьютеры и даже сетевые игры, одна из которых удивительно напоминает небезызвестную WoW (ага, за шесть лет до выхода первой версии "цифрового наркотика", до появления первых игр подобного жанра). Привычное аниме-начало разворачивается в крайне необычный сюжет, из-за которого сериал и получил статус живой классики. Происходящее сложно понять вплоть до самого конца (после которого все равно остается масса возможностей строить самые разные обьяснения происхоядщего), а сюрреалистичность напоминает Солярис - скорее Лема, нежели Тарковского.
Вместо загадок далекого космоса здесь еще более таинственный и необозримый океан ноосферы - наглядно воплощающийся в новой действительности сети. Сериал относится к жанру киберпанка - "твердой НФ" с уклоном в информационные технологии и их наиболее зримое проявление в виде сетей и компьютеров. А ведь мало кто задумывается о том, что наши мысли, чувства, память, слова - это все та же информация, включая веру в бога. Даже мир который мы видим - не более чем трехмерная модель, выстроенная мозгом на основе полученных от глаз (изначально дающих две двухмерные и далекие от совершенства картинки) и прочих органов чувств данных. В большинстве случае она настолько хороша, что мы не задаемся вопросами о ее достоверности. Мы давно отказались от привычных животным генетических механизмов - и сумма накопленной информации вместе со скоростью информационного обмена определяет нашу эволюцию.
С развитием компьютерных сетей изначально абстрактное понятие ноосферы получает неожиданно зримое и материальное воплощение. Заходя в интернет можно в буквальном смысле прикоснуться к некогда малопонятной и абстрактной концепции Вернандского. Хотя его идеи в сериале не упоминаются, но они постоянно вспоминаются при виде вторжения информационных сущностей в повседневную жизнь. Лейн приходят письма от совершившей самоубийство одноклассницы и странные видения неясного происхождения, парой случайных слов она останавливает убивающего всех подряд сумасшедшего и заставляет его покончить с собой, ей присылают запрещенные чипы и совершенно случайно выясняется, что по ночам в ее доме нет ни родителей ни сестры, даже их постели остаются нетронутыми. А со временем в происходящее включаются легендарные группы хакеров, крупные корпорации и самого Бог.
Воздействие идей на вещественную реальность можно сравнить с божественной волей, в наше время оно сильно как никогда и цивилизация продолжает развиваться в этом направлении. Телевидение превратило мир в глобальную деревню. Радиосвязь перевернула военное и торговое дело. В наше время почти все деньги и ценные бумаги хранятся и перемещаются в электронной форме, их владельцы сразу реагируют на распространяющиеся моментально новости включая вторичную волну - отражение их собственных действий в информационном пространстве. В единую сеть объединяют и армейские подразделения и умные электросчетчики и проектируемые автоматизированные дороги для обретающих возможность общаться между собой автомобилей. Сбой в информационной системе управления может легко вызвать пробки по всему городу или массовые отключения электроэнергии. Мы все соединены - не зря эта фраза становится девизом сериала.
Но сильнее всего запоминается настроение - одновременно холодной отстраненности и живого сочувствия. Столь необычным сочетанием в свое время запомнились ранние произведения Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга - отцов и могильщиков киберпанка. Из всех экранных воплощений "Эксперименты Лейн" ближе всего к духу, сложности идей и богатству фантазии его авторов. Ведь изначальный киберпанк это не поп-боевики вроде Матрицы, а мрачная и умная научная фантастика, со всей присущей этому жанру серьезностью и обстоятельностью.
Эксперименты Лэйн [1998]
Serial Experiments Lain
シリアルエクスペリメンツレイン
Режиссёр: Накамура Рютаро
Тип: ТВ (13 эп.), 24 мин.
(Эксперименты Лейн на World-Art)
(Эксперименты Лейн в Википедии)
первая запись про сериал с фанартом
Первая серия
Спасибо, сэр, очень хорошо расписали о моем любимом аниме.
Отличный обзор, спасибо.
Похоже, в нашей реальности Лэйн тоже скоро станет Богиней. 😉
Судя по всему уже давно стала )
Хе-хе, ну да :mrgreen:, это смотря как её воспринимать.
Я тут почитал интересные материалы и решил, что нужно срочно пересматривать сей шедевр ❗
http://www.lain.ru/chars_lain.php
http://forum.lain.ru/index.php?act=ST&f=2&t=19&s=5804635e30adfa210aea6e0c8d20d5b9
Пересматривать никогда не помешает. Вторая ссылка не работает.
А авторы первой жгут:
Аналитики блин, они хоть сами понимаю, что пишут. )
Конечно трактовки бывают разные. Но лично я уверен что все три Лейн - это просто разные стороны ее личности. Как человек создает на форумах несколько совершенно разных персонажей. Это широко распространено в реальной жизни, давно известно в психологии - и в Лейн идея неплохо развита.
В сериале масса видений - когда Лейн общается с персонажами, существующими только в ее воображении, отражающими ее собственные мысли.
А самый интересный для меня аспект фильма - это линия не бога, а инопланетян . Она подается редкими намеками, вроде заглядывающего в ее комнату зеленого человечка - но в конце упоминается, что "сознание такого масштаба имеет смысл создавать только для контакта с гораздо более высокоразвитыми существами. ))
В общем много разных смыслов и трактовок - и к чему-то однозначному и четко определенному его сводить бессмысленно. Именно в игре со множеством смыслов и и есть суть "сложного" искусства.
С проводочками они накосячили конкретно, конечно
Вторая ссылка - на форум этого проекта, там по поводу Лэйн неплохие мысли выдвигались.
Мне вот интересно, как ты оцениваешь встречу Лэйн со своим "отцом", в 13 серии, за парящим где-то в небе столиком? Снова инопланетяне?
Вот ссыль на интервью с создателями сериала - http://www.cjas.org/~leng/interview.htm
Беседует с собой. Точнее с воображаемым собеседником. Это стандартный прием мышления - мысленно разговаривать с кем-то, чисто воображаемым персонажем или человеком из воспоминаний.
Не стоит забывать - что на экране совершенно не обязательно должны показывать происходящее в реальности, какой бы именно ее слой ни имелся в виду. Показать процесс мышления гораздо сложнее - мне кажется именно это и пытаются сделать авторы. Можно показывать воспоминания героя, сны, игру его воображения...
OK, ещё раз спасибо. Желаю всего приятного. 😎