Про книгу Джареда Даймонда "Коллапс"

Всемирную знаменитость Даймонду принесла книга "Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ", глобальный труд по истории человечества, дающий внятный и обьективный ответ на один из вечных вопросов - почему одни народы богатые, а другие бедные. "Коллапс" сосредоточен на более узкой, но не менее интересной теме - экологических катастрофах, приводивших к полному уничтожению вызвавших их цивилизаций. Тема актуальная для современного мира и в особенности интересная самому Даймонду - одному из видных деятелей Всемирного Фонда Дикой Природы. Вместо абстрактных рассуждений о вреде и пользе он приводит очень яркие и наглядные примеры из нашей собственной истории - когда невежество, демонстративное потребление и неспособность меняться вслед за окружающей средой приводили к настоящим катастрофам.

Наверное самый яркий и наглядный пример таких событий - история острова Пасхи и его знаменитых скульптур. Первые люди прибыли туда около 900 года нашей эры - на тот момент остров был покрыт густыми лесами с множеством уникальных видов деревьев. Особенно важны были крупнейшие в мире пальмы - судя по раскопкам их стволы достигали 30 метров в высоту и трех метров в диаметре. Из них первопроходцы-полинезийцы делали большие каное, пригодные для океанических путешествий и ловли тунцов, дельфинов и тюленей. Деревья давали топливо, ночью температура на острове может опускаться до +10 градусов, материалы для веревок и тканей. Крупнейшее гнездовье морских птиц в Тихом океане обеспечивало мясом, плодородные земли приносили отличные урожаи батата, ямса, таро, бананов и сахарного тростника. Все это привело к бурному расцвету уникальной цивилизации, характерном признаком которой стали гигантские статуи, которые высекались из камня в центре острова и вручную транспортировались к прибрежным храмам. Бурный расцвет продолжался недолго - примерно к 1600 году нашей эры все природные ресурсы острова были полностью истощены - лес свели под корень, к моменту прибытия европейцев на острове не было ни одного дерева. Кроме всех прочих благ островитяне лишились больших каное и почти всей рыбы, так как прибрежные воды острова бедны и не могут обеспечить хороший улов. Почти все птицы были истреблены - из 25 видов 24 больше не водятся на острове, 15 не встречаются даже на небольших островках по соседству. В довершение всех бед вырубка лесов вызвала масштабную эрозию - ветер и дождь уничтожили самые плодородные почвы и урожаи сельскохозяйственных культур резко снизились. На отрезанном от остального мира острове начался жуткий голод - массовое распространение получил каннибализм, островитяне в буквальном смысле слова ели друг друга. Одним из самых страшных оскорблений тех времен было "мясо твоей матери застряло у меня в зубах". За сто лет вымерло примерно 70% населения. Прибывший на остров в 1774 году Кук описывал островитян как "невысоких, истощенных, робких и несчастных". Гражданская война разрушила старое общество, отчаявшиеся люди убивали жрецов и и вождей, разрушали храмы, ломали и сбрасывали с с постаментов гигантские статуи. Грустная история, которая неизбежно наводит на пугающую аналогию - таким островом Пасхи может оказаться вся планета Земля.

Само собой Даймон не ограничивается одними островитянами. Он рассказывает об индейцах анасази - которые строили большие города на юге нынешних США, их каменные здания оставались самыми высокими в Северной Америке вплоть до появления первых небоскребов в 1880-х - резкий рост численности население, сведение лесов, разрушение почв и сильная засуха привела к похожим итогам - гражданская война, людоедство, гибель цивилизации.

Руины скального дворца анасази в национальном парке Меса-Верде.

Руины скального дворца анасази в национальном парке Меса-Верде.

Схожая судьба постигла индейцев майя - одну из самых высокоразвитых цивилизаций Нового Света - создавших письменность и детальный календарь, по которому народ даже в XXI веке пугают концом света. Для европейцев ближе всего оказывается история гренландских викингов - открывших Америку задолго до Колумба - прожив 400 лет на крайнем севере они не выдержали глобального похолодания и конкуренции с инуитами.

Впрочем не все так плохо как кажется. В противовес печальным историям всеобщей гибели Даймонд приводит несколько примеров успешной экологической политики в самых разных уголках света. Как ни странно, круче всех оказываются жители горных районов Новой Гвинеии - которые вот уже почти 7 тысяч лет ведут уникальное по сложности и устойчивости сельское хозяйство, удерживающее окружающую среду в идеальном равновесии. Европейцы не подозревали об их существовании до 1930-х годов - только облетев горы на самолетах они с изумлением обнаружили, что на якобы необитаемых территориях живут миллионы людей, возделывающих каждый клочок земли. Еще один яркий пример - независимое создание лесного хозяйства в средневековой Японии и Германии - столкнувшись с уничтожением лесов и сегун и германские феодалы смогли превратить рубку леса из добычи природного ресурса в сельское хозяйство, включающее в себя сознательно выращивание лесов с целью дальнейшего сбора "урожая".

Часть глав посвящена современности - широкому срезу разных стран от США до Руанды. К сожалению они резко уступают по интересности - рассыпаясь на описания частных проблем, быстро меняющейся политической ситуации и конкретных мер по защите окружающей среды. Наверное все это необходимо, своего рода общественная нагрузка к историческому материалу - но больше напоминает публицистику. Исключением оказывается только рассказ о Руанде и одном из самых страшных случаев геноцида в истории человечества - в Африке мало что изменилось за последние тысячелетия.

Бумажная версия книги на Озоне
Электронная версия официально не продается, страждущих как всегда спасет Флибуста


Добавить комментарий