Про книгу Джулии Кэмерон "Путь художника"

До этой книги у меня долго не доходили руки из-за кажущейся схожести с "Умением желать", которое я полей-неволей хорошо изучил за время перевода. Тем не менее недавно я купил бумажный вариант и был приятно удивлен - книга действительно отличается от Шер и предлагает по-настоящему полезные советы. Если Шер старается быть максимально универсальной и охватить все возможные сферы человеческой деятельности, то Кэмерон пишет именно о художниках в широком смысле слова. Если среди целей "Умения желать" запросто могло быть совершение кругосветного путешествия или жизнь в теплой стране, то здесь речь пойдет о том как все-таки заняться искусством, написать книгу, снять фильм, нарисовать картину и так далее. Джулия сама профессиональный писатель и при чтении это очень хорошо чувствуется - яркие образы и метафоры, красивый язык, одним словом любящие литературу люди быстро почувствуют родную душу. Кроме того, книга избегает стандартной ловушки многих учебников жизни - авторы которых добивались успеха только в обучении успеху и ничем другим не занимались - Кэмерон написала массу статей в крупные американские газеты, книг, пьес, сценариев и стихов.

Когда разбился вдребезги мой первый брак, я переехала в стоящий особняком дом на Голливудских холмах. Намерения у меня были предельно простыми – переживать утрату в одиночестве. Никого не видеть и никому не показываться на глаза, пока острая боль не пройдет. Я собиралась совершать одинокие прогулки и страдать. Но вышло так, что, хотя я и ходила на прогулки, планы мои не осуществились.

На третьем витке дороги я познакомилась с полосатой кошкой. Она жила в ярко-голубом доме вместе с огромной собакой, которую явно недолюбливала. Я узнала все это, несмотря на свои страдания, уже через неделю. Сначала мы просто гуляли вместе с кошкой, а потом завели долгие разговоры о том, что объединяет нас, одиноких женщин.

Мы обе восхищались экстравагантной алой розой, что пробралась на дорогу из соседского сада. Обе любили наблюдать за бледно-лиловым потоком цветущей джакаранды, ниспадавшим с ветвей. Алиса (я однажды слышала, как её звали в дом), играя, касалась цветков лапкой.

Джакаранда отцвела, а розовый сад обнесли дощатой изгородью. К тому времени я продлила свой прогулочный маршрут на пару километров и подружилась с другими кошками, собаками и детьми. Когда алая роза скрылась за забором, я обнаружила чуть поодаль дом с огороженным мавританским газоном и пестрым попугаем, которого очень полюбила. Восхитительно пестрый, полный планов и страстей, он напомнил мне о бывшем муже. Боль переплавлялась в нечто более ценное: опыт.

Наверно самым важным отличием от Шер будет то, что Кэмерон предельно далека от сложных, многоступенчатых планов с поточными схемами и конкретными целями. Как отмечает сама Шер, такие планы постоянно используются в управлении и бизнесом и государственными организациями - замечательно себя зарекомендовав в этой сфере. Но путь художника сильно отличается от работы управленца или предпринимателя. Творчество полно совершенно непредсказуемых поворотов и зачастую требует идти в совершенно неизведанные области вопреки здравому смыслу. Невозможно предсказать результаты свободного поиска, более того творческое развитие нередко входит в противоречие с легко измеримыми целями вроде заработка и славы. Всем хорошо известна ситуация с продолжениями и самоповторами, которые приносят гораздо больше денег, нежели оригинальные произведения, но ведут к деградации таланта и снижению творческого уровня, не говоря уже об отсутствии удовольствия от работы. Все эти моменты проходят мимо Шер, но детально рассматриваются в книге Кэмерон.

В принципе скелет книги составляют два очень простых и практичных упражнения - утренние страницы и творческие свидания. Кэмерон считает строго обязательным ведение ежедневного дневника, в отличие от блокнота тяжелых времен Шер не имеющего четко определенных целей - просто разговор с собой и свободно выражение собственных мыслей. Правила их ведения очень просты - каждое утро, вне зависимости от настроения и погоды за окном, писать три страницы о чем угодно - воспоминаниях, впечатлениях, мыслях, чувствах, радости, недовольстве - принципиально важно писать их всегда, быть честным с самим собой и никому не показывать, как минимум пока вы не обретете железобетонной уверенности в своем пути и чувствах. Все это очень напоминает дзен-буддистский дневник - утренние страницы предназначены для честного разговора с собой, понимания себя, своеобразной медитации, а не каких бы то ни было конкретно измеримых достижений.

По творческими свиданиями Кэмерон понимает не столько возможность побаловать себя и отдохнуть, сколько познакомить свое творческое начало с новыми образами и ощущениями. Это могут быть и прогулки по городу или природе, и походы на концерты, в музеи - самое главное в том, что они должны "наполнять колодец", обогащать ваше сознание материалом для нового творчества и развития. Сюда же можно отнести еще одно, нерегулярное упражнение - неделю без чтения (под которым неявно понимается и телевизор, компьютерных игр на момент написания книги не было) - в течение которой можно и нужно заниматься как домашними делами так и общением с людьми - но сбегать из мира в вымышленные вселенные.

Книга Кэмерон крайне религиозна - причем в хорошем смысле слова по-западному религиозна. Хотя сама Джулия многократно подчеркивает, что вместо слова бог можно запросто использовать хоть судьбу хоть творческое электричество, все равно, вся книга стоит на идее творца, создавшего нас ради творчества и помогающего идти выбранным путем. Много раз упоминается закон синхронности - если вы начинаете идти путем творчества, самые неожиданные случайности начинаю помогать вам в этом и самое главное не испугать и не отвергнуть неожиданные дары судьбы. Отказ от творчества - вне зависимости от причин - это отказ и от своего предназначения и от бога, приводящий к разрушению души. Вместе с тем бога следует искать исключительно внутри себя самого, избегая внешних пророков и гуру. В этом Кэмерон похожа на мастеров дзен за одним очень важным отличием - наверно отделяющим всю западную культуру от восточной - наличием четких и внятных целей вне себя. Пусть это творчество, а не поклонение или борьба с неверными - но все равно это очень далеко от полного безразличия к внешнему миру буддистских монахов. Спасение приходит не через отказ от иллюзорной действительно, а через творческое самосуществеления себя в ней. С другой стороны всю эту мистику можно воспринимать просто как очень хороший мотиватор все-таки оторвать свою задницу от дивана и сделать хоть что-то - хоть какой-то рисунок, фотографию, рассказ, стихотворение, вышивку или глиняный горшок.

Единственным минусом для российского читателя можно назвать некоторую оторванность книги от реалий бедных стран. Многие советы вроде "разберите свободную комнату" могут смотреться очень странно для людей, которые никогда не имели свободных комнат. Практически никто из обитателей третьего мира не сможет в случае душевного кризиса снять дом в горах и провести там месяцы без работы - дай бог если не придется выносить все это в перенаселенной коммуналке или квартире с кучей родственников. Но все это касается очень незначительной части книги, скорее даже не конкретных приемов, а общих рассуждений и второстепенных советов. В целом книга крайне хороша и действительно описывает путь художника.

бумажный Путь Художника на Озоне

Английский блог Джулии Кэмерон


Статья про Кэмерон в Английской Википедии

Электронную версию книги купить невозможно, остается только скачать у пиратов


Комментарии

Про книгу Джулии Кэмерон "Путь художника" — 1 комментарий

Добавить комментарий