Мартин Селигман "В поисках счастья" - позитивная психология или счастье с научной точки зрения

Про поиски счастья написано огромное количество книг. Большинство из них отличается столь низким качеством, что любое упоминание этой темы вызывает изначальное отторжение у образованного читателя. "В поисках счастья" резко выделяется из общей массы. Мартин Селигман не проповедник, а ученый-психолог в классическом смысле слова. Самое знаменитое его открытие - это синдром выученной беспомощности, но всего у него более 200 публикаций, несколько книг, он занимает 13 место по цитируемости среди психологов XX века и в 1998 году был избран председателем Американской психологической ассоциации, насчитывающей более 150 тысяч членов. Короче говоря, серьезный дядька. Последние десять лет он занимается положительной (позитивной) психологией, являясь ее отцом-основателем. Начало ей положило простая мысль - психология подробно изучает всевозможные расстройства психики, очень много знает о шизофрении, депрессии, навязчивых состояниях и прочих душевных болезнях, их причинах и внутренних закономерностях, сопутствующих им чертах характера - всем том, что делает человека несчастным. И при этом почти полностью игнорирует счастье, его причины и закономерности. Это не соответствует научному подходу и не имеет логического объяснения. Начав с оптимизма Селигман постепенно перешел к гораздо более широкому спектру исследований и увлек ими множество психологов. Манифестом и кратким обзором достижений нового направления психологии (вплоть до формулы счастья) и является описываемая книга.

Само обращение науки к теме счастья вызывает крайне странные ощущения. До самого последнего времени она считалась непознаваемой и была отдана на откуп искусству и религии. Все помнят "Понедельник начинается в субботу": "Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни." И если определение счастья сейчас есть даже в википедии, то отношение большинства людей к его научному анализу не изменилось. Поэтому проработанная теория счастья на основании множества исследований и научных работ (в списке использованной литературы более 150 пунктов) расширяет мировоззрение сама по себе.

Один из первых вопросов исследователей - зачем нужно счастье? Ответ обескураживающе прост. По результатам множества исследований жизнерадостные люди дольше живут (на 19%), гораздо реже болеют и становятся инвалидами (вероятность уменьшается почти на половину), у них быстрее растет заработок, они успешнее в общественной и личной жизни. Зная уровень счастья психологи смогли достаточно точно прогнозировать будущие своих респондентов (естественно в вероятностных понятиях). Счастье дает ощутимые преимущества в борьбе за выживание и является закономерным следствием эволюции.

Что же делает человека счастливым? Формула счастья (точнее одна из формул которыми в Америке традиционно не перегружают научно-популярные книги) такова:

С = У + О + З

С - уровень устойчивого, продолжительного счастья,
У - унаследованный уровень счастья, определяемый генетикой,
О - внешние условия
З - зависящие от человека причины

Уровень счастья во многом определяется наследственностью, но это не фиксированная величина, а достаточно широкий диапазон значений с немалым расстоянием между верхней и нижней границей.

По результатам многочисленных исследований в самых разных частях земного шара внешние условия вроде богатства, возраста, здоровья и климата практически не влияют на счастье. По уровню счастья при прочих равных старики мало отличаются от молодежи, бомжи и проститутки от богачей, жители Индии от жителей США, а многие инвалиды счастливее совершенно здоровых людей. Исключением является предельный уровень нищеты, причиняющий физические страдания (умирающий от голода человек естественно не будет счастливым).

На уровень счастья практически не влияют детские переживания и психические травмы. Я с интересом узнал, что современная психология официально признала несостоятельность фрейдизма и его методы в наше время не рекомендуются для применения в психотерапевтической практике. Исследования показали, что влияние детских впечатлений на психику взрослого человека исчезающе мало - вроде отличия среднего коэффициента интеллекта на один балл. Кроме того многие исследования фрейдистов нарушали условия научного метода - например игнорировалось влияние наследственности.

Чуть сильнее на счастье влияет уровень жизни в стране проживания, наличие семьи, общение с другими людьми, вера в бога и умение избегать отрицательных эмоций - но даже в совокупности все эти факторы не способны изменить уровень счастья более чем на 15%.

Что же остается? Наверное почти все подумали о чувственных удовольствиях - от вкусной еды и выпивки, до секса, с предельным случаем в виде наркотиков. Ученые исследовали их и выяснили, что они действительно оказывают сильное влияние на уровень счастья. Но с двумя крайне важными оговорками:

1) Эффект от любого непосредственного удовольствия крайне недолговечен. Секс, еда, выпивка и тому подробнее оказывают лишь кратковременное воздействие на устойчивый уровень счастья и очень скоро он возвращается к постоянному значению

2) Их эффект резко слабеет при повторном использовании. В принципе это общеизвестно - ощущения от первой любви или первого мороженого несравнимы с последующими, а после длительного воздержания и еда и секс приносят гораздо больше удовольствия.

Непосредственные удовольствия не способны поддерживать высокий уровень счастья даже в течение относительно долгого времени. И они всегда несут в себе опасность привыкания - в виде сочетания резкого падения уровня счастья и необходимости все больших доз удовольствия для получения того же эффекта. Повышать уровень счастья постоянно способны иные положительные чувства - психологи назвали их духовными удовольствиями, и разделили на три группы в зависимости от отношения ко времени: прошлому, настоящему или будущему. Собственно вышеперечисленные непосредственные удовольствия представляют собой подгруппу положительных чувств, вызываемых настоящим и вполне эффективны при краткосрочном использовании. В книге даются советы по усилению и закреплению их эффекта, но устойчивое счастье обуславливается иными причинами.

С будущем в основном связан оптимизм, благо сам Селигман очень долго занимался его изучением и написал отдельную книгу на эту тему. С прошлым связана удовлетворенность своей жизнью, благодарность, умение жить настоящим и способность прощать. Не потому что это хорошо, согласно научным исследованиям все вышеперечисленное повышает уровень устойчивого счастья. С настоящим связан очень интересный эффект "потока" или "полного погружения" - когда человек настолько увлекается какой-либо деятельностью, что забывает о себе, окружающем мире и времени. Этот эффект нередко упоминается в современных книгах по управлению временем и персоналом, но именно позитивная психология изучает его во всех подробностях. Полное погружение возможно в любом виде деятельности "от корейской медитации до байкерских мотозаездов, от шахмат до ваяния, от работы на сборочной линии до балета", его особенности не зависят от места проживания и национальности, это:

- "вызов ситуации", поставленная перед собой задача должны быть достаточно трудна и требовать усилий и мастерства
- сосредоточенность
- совершенная ясность цели
- немедленное ощущение отдачи
- полное погружение в работу, не требующее специальных усилий
- чувство контроля над ситуацией
- исчезновение восприятия себя
- остановка времени

Исследования показали, что чем чаще человек входит в состояние "потока", тем выше у него уровень счастья. В книге детально разобраны причины появления "потока" и методы учащения погружений - использование наравне со своими способностями и талантами особых качеств человеческой психики - "достоинств". Каждое из них разбирается как по отдельности, так и в контексте трех основных областей человеческой жизни: работы, любви и воспитания детей.

Еще одним крайне интересным понятием позитивной психологии является беспроигрышная игра, в которой оба участника получают выгоду. Таких занятий много - простейшим примером является все тот же секс, но это и совместное творчество вкупе с любым видом командной работы, семейная жизнь, взаимоотношения ученика и учителя и многое другое. Высокоразвитые общества отличает гораздо большая доля беспроигрышных игр в человеческой деятельности.

До последнего времени критика науки основывалась на ее бесчувственности, неспособность сделать человека счастливым и дать его жизни цель и смысл, при ее неоспоримом могуществе в качестве средства достижения цели - и подобные аргументы не встречали осмысленных и соответствующих научному методу возражений. Положительная психология закрывает эту брешь. А заодно доказывает, что наравне с положительными эмоциями и человеческими достоинствами счастье является очень важным преимуществом и закономерным итогом эволюции. С другой стороны положительная психология значительно сближает научное и религиозное мировозрения, снимая массу глубинных противоречий.

Как жителя России, меня все сильнее поражает наше тотальное отставание в области гуманитарных наук, начавшееся более полувека назад. В психологии оно заметно особенно хорошо. У подавляющего большинства соотечественников представления о психологии ограничиваются теориями и понятиями вековой давности вроде работ Фрейда. Даже открытия 50-х - 60-х вроде пирамиды Маслоу или транзакционного анализа известны узкому кругу посвященных и энтузиастов. Пытающиеся анализировать историю, культуру и структуру общества люди по-прежнему считают психологию ненаучной сферой познания, опирающейся на мифы и домыслы. Используемые в книге понятия вроде бихевиоризма и когнитивной психологии для широкой аудитории звучат непонятными заклинаниями. Для многих психология по-прежнему сводится исключительно к фрейдизму, хотя базирующиеся на нем теории и признаны несостоятельными. Пример из книги - психодинамика и ее практическое правило, по которому считается крайне важным свободно проявлять любые чувства, включая отрицательные, без чего они начнут пробиваться наружу в виде разнообразных болезней. Хотя оп результатам современных исследований у открыто выражающих гнев и недовольство людей риск инфаркта выше почти в два раза. Возможно именно в этом скрывается причина очень большого количества психических заболеваний и крайне низкого уровня счастья у россиян - мы не смогли сохранить традиционную культуру подобно Индии и Китаю и не смогли угнаться за полностью заменяющей ее в Европе и США наукой.

Ирония судьбы - в описанных Селигманом исследованиях воплощается мечта русских мыслителей коммунистического толка. Неотъемлемой чертой светлого будущего Ефремова, Стругацких и всех их последователей было научное изучение человеческого счастья, которое представлялась невероятно сложной задачей, уступающей по сложности только теории воспитания. Свою лепту в подобные представления внесло и модное в начале века, но безосновательное стремление переделать всех людей по единому стандарту. Но даже на личном уровне Ефремов предсказывал кардинальные и малопонятные изменения в людском мышлении. В итоге Ефремовские академии горя и радости создаются в сердце глубоко чуждой его мечтам западной цивилизации.

Книга крайне хороша. Научная достоверность соседствует с живым изложением и отличным чувством юмора. Практические советы лишь дополняют теоретические выкладки, причем все описанное автор постоянно использует сам и не скупится на примеры. Здесь нет революционных откровений (которые вообще не характерны для академической науки), но из совокупности неизвестных ранее деталей, научно обоснованных подтверждений, четко описанных закономерностей и свежего взгляда на привычные вещи возникает новое качество.

Мартин Селигман В поисках счастья - на Озоне


Комментарии

Мартин Селигман "В поисках счастья" - позитивная психология или счастье с научной точки зрения — Комментарии (2)

  1. Думаю, что объяснить игнорирование счастья научными кругами можно.
    Если предполагается, что ощущение счастья - это нормальное состояние человека, а депрессия, шизофрения и т.д. и .т.п - отклонения, то изучив и излечив их автоматически человек становится счастливым.

    Мартин Селигман же исходит из того, что состояние счастья человеку не свойственно, но весьма полезно.

    • Мартин Селигман же исходит из того, что состояние счастья человеку не свойственно, но весьма полезно.

      Вся прелесть науки (и основное отличие от эзотерики, религии и тп) в том, что за предположениями обязательно должны следовать доказательства или опровержения )))

Добавить комментарий