Не надо меня сразу пинать за постановку вопроса - мне довелось поработать рабочим (грузчиком и слесарем) и я хорошо представляю себе обе области деятельности изнутри. Речь идет вовсе не о "особой касте" освященных небом творцов изначально превосходящий тупое рабочее быдло. Все дело в сухой экономике - статья написана в продолжение недавней заметки "Зачем нужно авторское право?". Для начала определюсь с понятиями - творец или работник творческого труда занимается творчеством, придумывает нечто новое и создает интеллектуальную собственность. Это не обязательно писатель или художник - конструктор, программист, технолог, модельер или даже учитель будет творцом в равной мере. Рабочий - выполняет механическую, повторяющуюся работу. Это может быть копание канавы, мытье пола, переноска грузов или укладка булочек в ящики. Где-то посередине будут находится квалифицированные рабочие - механики, слесари, токари, операторы сложных машин - это совсем другой род работы, который иначе оплачивается, на заводах выделяется другим цветом одежды и на Западе имеет характерное название "синие воротнички".
Так в чем же отличие творческого труда? В уникальности его результатов. Эта особенность присуща ему по определению - копирование чужих работ никогда не считалось творческим трудом. Можно придумать новый тип одежды, нарисовать картину или снять фильм, придумать новое лекарство или новый двигатель, написать книгу или придумать новое блюдо. Результат должен отличаться от существующего - быть хотя бы относительно уникальным.
1. Хороша ли уникальность сама по себе? Нет. Но при прочих равных (востребованности потребителями) она ценнее экономически. Вся экономика вообще о чем? О распределении ограниченных ресурсов. Когда чего-то всем не хватает и встает вопрос, как же это что-то поделить между членами общества. Самая замечательная и жизненно необходимая вещь будет иметь нулевую экономическую ценность, если свободно доступна в неограниченных количествах. Простейший пример - воздух (хотя в наше время из него выделился чистый воздух - доступный не всем, но в целом пример верен). Чем менее она доступна - тем ценнее становится с экономической точки зрения.
Именно поэтому труд творца ценнее при прочих равных - его результатом становятся уникальные или очень труднодоступные вещи. Результат труда одного рабочего всегда можно заменить результатом труда другого рабочего. Для покупателя нет разницы, сшита ли эта футболка в Китае, России, Европе или Бразилии. Для него может иметь значение фасон футболки или рисунок на ней - но это опять же результат творческого труда дизайнера, художника и технолога.
2. Очень часто спорят о том, сложнее ли творческий труд, тяжелее ли он труда рабочего. Подобные споры изначально бессмысленны - так как сложность труда - понятие субъективное. Но есть простой и объективный критерий - стоимость обучения данному труду. Это наглядно показывает разницу - обучение рабочего на порядок дешевле и быстрее, нежели творческого работника. Обучение грузчика - это пара недель. Чем больше доля творческого труда, тем выше стоимость обучения, что наглядно видно на переходной стадии квалифицированного труда.
Стоимость обучения высококлассных творцов - ученых, режиссеров, писателей, конструкторов - чудовищна. Потому что их невозможно целенаправленно учить по одиночке. Не существует школ и университетов, которые бы гарантировано выпускали великих ученых или писателей. Для этого необходимы большие научные и культурные системы, где на фоне десятков тысяч обучающихся и активно работающих творцов вырастают действительно высококлассные. Такие школы создаются столетиями - русская наука и культура может послужить наглядным примером. Их невозможно завезти из-за рубежа за пару десятков лет ни за какие деньги - в чем наглядно убедились японцы, корейцы и китайцы, с легкостью обучившие отличных рабочих.
Все вышесказанное не является единственным критерием оценки. Творец вполне может делать уникальное, но никому не нужное дерьмо, стоимость которого будет ниже труда грузчика. Но при прочих равных принцип именно такой - и в нем нет никакого высокомерия и избранных каст.
Относительно стоимости обучения, тут не надо теплое с мягким путать вспомним водителей грузовиков Престли и Кемерона..
И что? Как их навыки водителей грузовика помогли им при работе по профессии? Кэмерон мог работать кем угодно - чтобы потом уйти в Голливуд и выучиться там на режиссера- более толого, получить в помощь огромное количество опытных специалистов по тем же спецэффектам - без которых Аватар был бы не возможен, и которых простог не найдешь в других странах. Более того - он должен был смотреть голливудские фильмы и впитывать эту культуру, чтобы понимать ее изнутри.
Почему-то китайские водители грузовиков или российские не становятся поголовно Кэмеронами.