Встретишь Будду – убей его

Намного чаще, чем другие религиозные учения, Дзэн не устает постоянно напоминать искателям духовного развития и совершенствования (причем частенько в достаточно резкой и нелицеприятной форме), что все используемые формы и ритуалы есть не что иное, как всего лишь средство, призванное помочь достижению Просветления. Одним из наиболее жестких, можно даже сказать экстремальных, подобных примеров, является изречение Догена, которое звучит приблизительно так: «Если на дороге ты встретишь Будду – убей его». Нужно отметить, что западные ученики Дзэн – а особенно характерно это было для поколения Бит и тех, кого они привели в практику и кто находился под их непосредственным влиянием, – частенько интерпретировали такие высказывания, вырывая их из контекста, используя их в качестве оправдания своих поступков, направленных на удовлетворение исключительно своих собственных прихотей и капризов, идеологии «делай, как тебе приятно». В действительности же все негативные и даже оскорбительные высказывания мастеров Дзэн относительно себя, практики Дзэн, сутр и даже самого Будды есть не что иное, как способ, попытка указать на то, что привязанность к сутрам или даже самому Буддизму – это все равно привязанность.

Из книги Миямото Сагена Дзэн от А до Я.

Будда - это туалетная бумага

Перевод одного из известных дзэнских изречений звучит приблизительно следующим образом: «Что такое Будда? Будда – это туалетная бумага». Другими словами, мы имеем следующую ситуацию: там, где другие направления Буддизма стремятся к возвышению Будды, стараются водрузить его на своего рода пьедестал и предоставляют ему несколько обособленное по отношению ко всему остальному положение в мире, Дзэн, при помощи сопоставления и непосредственного сравнения вещей, напоминает нам, что все священное богохульно и оскорбительно – и наоборот.
Читать далее

Становиться единым со вселенной

Все мы предпочитаем счастье несчастью, рай аду, выживание неминуемой смерти. Таким образом мы всегда раздваиваем реальность, разделяя её на нечто хорошее и нечто дурное, на что-то такое, что нам нравится, и то, что нам не нравится. Мы устанавливаем различие между сатори и заблуждением и стремимся достичь сатори. Но реальность Вселенной находится далеко за пределами отвращения и привлекательности. Когда нашей установкой оказывается «как бы ни было, что бы ни было, где бы ни было», – тогда мы проявляем всю Вселенную. А при установке, направленной на попытки что-то приобрести, мы оказываемся неустойчивы. Когда вы стараетесь обрести сатори, вы в высшей степени заблуждаетесь вследствие желания уйти от своего нынешнего состояния.

Догэн-дзэндзи учил, что наша нынешняя установка должна быть установкой на неустанную практику в каждой ситуации, с которой мы встречаемся. Если мы проваливаемся в ад, мы просто проходим через ад; это самая важная установка, которую нужно иметь. Когда мы сталкиваемся с несчастьем, мы работаем, проходя через него с искренностью. Просто сидите в реальной жизни, видя одними и теми же глазами небеса и ад, горе и радость, жизнь и смерть. Нe важно, какой будет ситуация, – мы живём жизнью «я». Мы должны неподвижно сидеть на этом основании. Это и есть – «становиться единым со Вселенной».

Из книги Учение дзен «Бездомного» Кодо

Кулак Мокусэна

Мокусэн Хики жил в храме в провинции Томи. Как-то один из его последователей пожаловался ему на скупость своей жены. Мокусэн пришел к ней и выставил перед ее лицом крепко сжатый кулак.«Что это значит?» – спросила изумленная женщина.

«Если бы моя рука была такой всегда, как бы это называлось?» – спросил он.

«Увечьем,» – ответила женщина.

Тогда он распрямил ладонь перед ее лицом и спросил: «А если б она всегда была вот такой, что бы это было?»

«Другое увечье», – ответила женщина.

«Если ты это понимаешь, – заключил Мокусэн, – ты хорошая жена». И ушел.

После этого жена стала помогать мужу не только накапливать, но и тратить.

Из книги Миямото Сагена Дзэн от А до Я.

Бокудзю всегда здесь

Мастер Бокудзю. Жил в пещере и часто в течение дня или ночи говорил вслух: «Бокудзю?», а затем сам отвечал: – «Я здесь». Ученики тихонько посмеивались над ним. Но в последние годы своей жизни он уже не звал себя по имени. Ученики как-то спросили его:

– Почему ты перестал это делать?

И он ответил:

– Раньше я терял себя, поэтому спрашивал, но теперь в этом нет необходимости. Бокудзю всегда здесь.

Из книги Миямото Сагена Дзэн от А до Я.

Как учились молчать

Ученики школы Тендай учились медитации еще до того, как Дзэн пришел в Японию.

Четверо учеников, близкие друзья, обещали друг другу хранить молчание.

Первый день молчали. Их медитация началась благоприятно, но когда пришла ночь и керосиновые лампы стали совсем тусклыми, один из учеников не смог сдержатьсясдержаться и крикнул слуге: «Поправь эти лампы!»

Второй ученик удивился, услышав, что первый заговорил. «Мы договорились не говорить ни слова», – заметил он.

«Вы, болваны, чего вы разговариваете?» – спросил третий.

«Один я молчу», – заключил четвертый.

Из книги Миямото Сагена Дзэн от А до Я.

Как надо заниматься дзэн или причина всех наших ошибок

Вкратце, дзадзэн – это перестать делать что бы то ни было; глядеть на стену и сидеть просто, будучи тем «я», которое есть только «я». Занимаясь дзадзэн, мы должны воздерживаться от любых действий. Всё же, будучи людьми, мы начинаем думать. В нашем уме мысли создают особого рода диалог. Если вы – биржевой брокер, вы можете думать: «Тогда мне нужно было продать это. Нет! Мне следовало купить это», или: «Мне нужно было бы немного подождать». Если вы – юный возлюбленный, вы можете обнаружить, что перед вашим умственным взором всё время появляется ваша подруга. Если вы свекровь, которая не ладит с невесткой, вы, возможно, думаете только о жене своего сына. В какую бы ситуацию вы ни были вовлечены, относящиеся к ней мысли будут возникать сами по себе, когда вы сидите в дзадзэн. Когда вы понимаете, что думаете, – когда предполагается, что вы ничего не делаете, – и возвращаетесь к дзадзэн, мысли, которые до этого появлялись перед вами так ясно, как если бы они были фигурами на экране телевизора, – внезапно исчезают, как будто вы отключили телевизор. И перед вами остаётся только стена. Одно мгновение – вот и всё! Это и есть дзадзэн. И снова сами по себе возникают мысли. Снова вы возвращаетесь к дзадзэн, и они исчезают. Мы просто повторяем этот процесс; это называется какусоку, осознавание реальности. Здесь самый важный пункт состоит в том, чтобы повторять какусоку миллиарды раз. Именно так нам следует практиковать дзадзэн.
Читать далее

Дзэн в ведении дневника

Отрывок из книги Миямото Сагена Дзэн от А до Я.

Натали Голдберг написала несколько книг, в которых исследовала связь между Дзэн и ведением дневника – причем особое значение придавалось «внутреннему освобождению автора» и преодолению внутренних преград, не позволяющих вести полноценный дневник. Ее первая книга «Пишем все без остатка» стала бестселлером, что подтолкнуло ее написать несколько книг той же серии. Ее дневник не похож на обычные ежедневные записи, это практически своего рода письменный дзадзэн. Это очень хорошее средство избавиться от внутренних блоков, которые зачастую не позволяют нам писать откровенно и которые то и дело возникают в сознании, когда наш «внутренний критик» начинает душить наш творческий порыв, губит его на корню своими бесконечными сомнениями и пессимизмом. В «Пишем все без остатка» Голдберг перечисляет семь основных правил, которые лежат в основе ведения дневника в качестве практики дзадзэн:

• Пусть рука продолжает двигаться. Не переставайте писать, неважно, что именно вы сейчас пишете. Если вы каждый день отводите себе 10 минут на ведение дневника, то должны писать все десять минут без остановки.

• Теряйте контроль, отключайте его. Говорите (пишите) именно то, что хотите сказать в данную минуту, пусть вас не волнует политкорректность, свой собственный образ и тому подобные вещи, которые сразу всплывают в мозгу при одной лишь мысли о том, «кто это может прочитать».
Читать далее

Дзадзэн бесполезен

Как-то Саваки-роси закончил долгий разговор о дзадзэн, сказав, что дзадзэн бесполезен. Слушатели подумали, что он шутит. Однако дело обстояло не так. Как я уже сказал, где бы я ни был, что бы ни случилось, я живу своей жизнью. Пока я придерживаюсь этой установки, я не могу никуда уйти. А поскольку мне некуда уйти, – идти некуда! – естественно сказать, что дзадзэн бесполезен. С его помощью нечего приобретать, потому что дзадзэн – это Вселенная в её полноте.

Вскоре после того как я начал заниматься практикой с Саваки-роси, у меня появилась возможность пойти с ним в город Уцуномия. Когда мы шли, я сказал: «Как вы знаете, я довольно неопытный человек, но я хочу практиковать с вами дзадзэн двадцать или даже тридцать лет, или до самой вашей смерти. Если я сделаю это, будет ли возможно такой личности, как я, стать немного сильнее?» Саваки-роси ответил: «Нет! Дзадзэн бесполезен». У него был мощный, низкий голос; он был могучим и решительным человеком. «Я таков не благодаря своей практике дзадзэн, – продолжал он, – я был таким и раньше, до того как начал заниматься практикой. Дзадзэн не меняет личность, дзадзэн бесполезен». Когда я услышал эти слова, я подумал про себя: «Хотя Саваки-роси сказал, что это невозможно, я всё же сумею исправить себя». И я следовал за ним в течение двадцати лет, пока он не скончался.
Читать далее

Эта комната мала

Тосуи был дзэнским Мастером. Он отказался от формализма храмов и ушел жить вместе с нищими под мостом. Когда он стал стариком, его друг помог зарабатывать ему на жизнь, не нищенствуя. Он показал Тосуи, как собирать рис и делать из него уксус, и Тосуи занимался этим до самой смерти.

Когда Тосуи делал уксус, один из нищих дал ему портрет Будды. Тосуи повесил его на стенку лачуги и сделал на ней надпись.

Надпись гласила:«Господин Амида Будда, эта комната очень мала. Я могу позволить Вам остаться здесь на время. Но не думайте, что я прошу Вас помочь мне оказаться в Вашем раю».

Миямото Саген Дзэн от А до Я

Замешательство

Тэнно пришел к Нан-ину в гости. Он обучался у него более 10 лет и теперь уже сам обучал учеников. На улице шел дождь, поэтому Тэнно надел сандалии, башмаки и взял зонтик. Поздоровавшись с ним, Нан-ин спросил:

– Ты, я полагаю, оставил сандалии в прихожей, ты не помнишь, зонтик ты оставил справа от башмаков или слева?

Тэнно замешкался. Он понял, что не воплощает Дзэн в каждом мгновении. Поэтому он вернулся к Нан-ину и проучился у него еще шесть лет.

Миямото Саген Дзэн от А до Я

Вопрос

К дзэнскому Мастеру пришел ученик и спросил:

– Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о карме, что все это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого еще не было?

Мастер повел его в сад и сказал:– Вот это дерево большое, а это – маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это – маленькое. Нет никакой проблемы!

Миямото Саген Дзэн от А до Я

Нет работы - нет еды

Мастер Дзэн Хакуин даже в восемьдесят лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, – догадались ученики. – Положим-ка мы их лучше обратно». В тот день Мастер работал и ел, как и прежде.

Вечером, наставляя учеников, он сказал:

– Нет работы, нет еды!

Миямото Саген Дзэн от А до Я

Собственная сокровищница

Дайдзю навестил учителя Басо в Китае. Басо спросил:
- Чего ты ищешь?
- Просветления, – ответил Дайдзю.
- У тебя есть собственная сокровищница. Почему ты ищешь на стороне? – спросил Басо.
Дайдзю спросил:
- Где же моя сокровищница?
Басо ответил:
- То, что ты спрашиваешь, и есть твоя сокровищница».
Дайдзю обрел просветление. Позже он всегда твердил своим друзьям:
- Открой свою собственную сокровищницу и черпай из нее.

Миямото Саген Дзэн от А до Я