В чем счастье?

Ученик спросилу Мастера дзэн: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

Миямото Саген Дзэн от А до Я

Природа будды

Ученик спросил Нагсена:

– Буддийские писания утверждают, что все на свете наделено природой Будды. Имею ли я природу Будды?

– Нет, ты не имеешь! – ответил Нагсен.
Читать далее

Чашка чая

Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзэн-буддизма у одного известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочел литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он прочел о дзэн. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краев и чай начал выливаться из нее, профессор воскликнул:

– Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!
Читать далее

Искренний голос

После смерти Банкэя, известного учителя дзэн, слепой, живший неподалеку от его храма, рассказывал другу: «Я слеп и не вижу людей, их лиц, но по голосу могу судить о характере человека и его затаенных намерениях, – говорил своему другу слепой. – Обычно, слыша, как кто то поздравляет другого с успехом или удачей, я слышу еще и скрытую зависть. А слыша, как утешают в несчастье, различаю скрытую радость и удовлетворение, точно утешающему приятно, словно его ожидает что то хорошее.

Только голос Банкэя всегда оставался искренним. Когда он говорил о счастье, я слышал только счастье и ничего более, а когда он выражал печаль, то все, что я мог слышать, было печалью».

Найдено в книге книге Миямото Сагена Дзэн от А до Я

Двери рая

Самурай Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле РАЙ и АД.

– Кто ты? – спросил Хакуин.

– Самурай, – ответил Нобусигэ.

– Это ты – самурай? – воскликнул Хакуин, – какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же рожа, как у нищего!
Читать далее

Ад и рай в дзэн (чань) буддизме

Отрывок из проповеди шестого патриарха чань-буддизма Хуэйнена, изложенной в "Сутре помоста шестого патриарха" в 1291 году. Цитируется по книге Алексея Маслова "Классические тексты дзен".

– Я, Ваш ученик, часто вижу как монахи и миряне повторяют имя Будды Амитабхи, надеясь возродиться в Западной земле[123]. Пожалуйста, Преподобный, скажите, можно ли возродиться вновь? Надеюсь, вы разрешите мои сомнения!

– Слушайте меня внимательно, господин Наместник, – произнес Наставник, – и я, Хуэйнэн, объясню Вам! Судя по тому, что сказано в сутре, [записанной со слов] Шакьямуни в города Шравасти[124], о том, как достичь Западной земли, абсолютно ясно, что Западная земля находится недалеко отсюда. Если выразить это расстояние в ли (километрах), то получится 108000 ли (ок. 54 тыс. км)[125], и лишь из-за того что в нас пребывают десять зол и восемь грехов[126], мы говорим, что она находится далеко. Тот, кто говорит, что она находится далеко – это человек неглубоких корней, тот же, кто говорит, что она близка – это человек великой мудрости. Люди бывают двух типов, но в Дхарме не бывает двух челнов [которые переправят человека на другой берег ради его спасения]. Существует разница между людьми заблуждающимися и [способными] к просветлению, а проявляется она в том, быстро или медленно [приходят эти люди к просветлению]. Заблуждающийся человек, повторяя имя Будды, просит его о возрождении в том краю, а просветленный человек сам очищает свое сердце. Как раз об этом говорил Будда: «Вместе с очищением вашего сердца, очищается и Земля Будды»[127].
Читать далее

Существуют ли призраки?

Саваки-роси:
Люди часто спрашивают меня, существуют ли призраки. Каждый, кто думает о таких вещах, сам является призраком.

Утияма-роси:
Саваки-роси всегда выражался недвусмысленно. Пока вы не верите в призраков, призраков нет; но когда вы сомневаетесь в том, существуют призраки или нет, вы сами становитесь призраком из-за своего смятения.
Читать далее

Учение дзен "Бездомного" Кодо

Раз за разом убеждаюсь, что про любую религию имеет смысл читать только те книги, которые написаны искренне верующими людьми. Неважно, являются ли религиозные ощущения игрой ума или пророки действительно имеют дело с чем-то сверхъестественным, подобные ощущения очень сложно выразить словами. Все популяризаторские потуги вторичных и третичных пересказов, какими бы светлыми намерениями не была вымощена дорога их авторов, очень точно описываются бессмертным "Рабинович напел". Удивительное дело, но вне зависимости от конкретной религии, при чтении сокращенных изложений и описаний неизбежно встает один и тот же вопрос - что же это за бред? А вот исходники - будь то Библия, богословы вроде Меня или вполне современные видеоинтервью с православными священниками - всегда оказываются вкусной и полезной пищей для ума. Если повезет, то и для сердца.

Сегодня речь пойдет о записях современного мастера дзен - Косе Утияма умер в 1998 году. Книга представляет из себя сборник изречений его учителя, умершего в 1965 году Саваки Кодо-Роси. Может показаться, что я уделяю слишком много внимания сухим датам - пыли перед лицом вечных истин. Но превратившаяся в сухую пыль религия мертва, она не может отрываться от жизни и чувств людей. Истины могут быть сколь угодно вечными - но рассказывать о них надо простыми и понятными людям словами. Как говорит Утияма:
Читать далее