Дзен и карма

Саваки-роси:

Беседуя о Луне, мы иногда говорим, что она выглядит счастливой; иногда мы утверждаем, что она кажется печальной; иногда, глядя на неё, мы с удовольствием пьём сакэ. Каждая Луна, которую видит человек, соответствует его карме; и ни одна из этих Лун не является реальной.

Утияма-роси:

То, что Луна соответствует карме человека, означает, что наше видение Луны обусловлено нашими предыдущими действиями.

Есть учёные и инженеры, которые смотрят на Луну со своей неполной и обусловленной точки зрения; они думают: «Как нам обеспечить мягкую посадку на Луне ракеты с человеком на борту?» Существуют геологи, которые смотрят на Луну со своей обусловленной точки зрения; их интересует вопрос: «Что за горные породы там существуют?» Луна кажется счастливой человеку, который осуществил свои ожидания; она выглядит печальной для человека, утратившего надежду. Для пьяницы она похожа на салат к сакэ.
Читать далее

Проблемы автора Minecraft

У знаменитого Маркуса Нотча Перссона большие проблемы - за прошлый год он заработал на своей игре 100 миллионов долларов и не знает, куда потратить деньги.

Это охренительно странно. Я вырос в относительно бедной семье, но найдя приличную работу перестал беспокоиться о деньгах. Моими хобби были компьютерные игры и программирование, которые не требовали особых расходов. Я мог спокойно есть в ресторанах и ходить в кино сколько захочу. Мне все еще приходилось копить на путешествия и покупку компьютеров или приставок, но это нормально.

Читать далее

Про агрессивный позитив

Бросить курить, заработать миллионы, стать звездой, создать уникальное произведение искусства, уехать в другую страну, найти истинную любовь - все это проще простого, надо лишь по-настоящему захотеть. Утверждения такого типа в наше время встречаются повсеместно - ими переполнены статьи в СМИ, книги, записи в дневниках и просто личное общение. Особо предприимчивые товарищи растягивают его на целую книгу и продают миллионными тиражами. Простые люди тянут на свои странички и пересылают друзьям - ведь на первый взгляд оно кажется очень правильным и привлекательным, помогающим улучшить свою жизнь и справится с трудностями. Темную сторону популярного мема никто не замечает, хотя на самом деле это просто великолепная маска для равнодушия и безжалостности.
Читать далее

Дзен и беседы

Как-то жили два близких друга, Тёкэй и Хосруку. Они беседовали о пути Бодхисаттвы, и Тёкэй сказал:
- Даже если у Архата будут недобрые желания, то всё-таки у Татхагаты (Будды) не найдётся разных слов. Я имею в виду, что у Татхагаты есть слова, но у него нет двойственных слов.

Хосруку ответил:
- Хоть ты так и говоришь, твоё толкование несовершенно.

Тёкэй спросил друга:
- А как ты понимаешь слова Татхагаты?

Хосруку ответил:
- Мы уже достаточно пообсуждали – давай-ка выпьем чаю.

Хофуку ничего не ответил своему другу, ибо невозможно дать словесное объяснение нашему образу действия. Тем не менее эти два близких друга считали обсуждение пути Бодхисаттвы частью своей практики, хотя у них и в мыслях не было искать новое толкование. Поэтому Хофуку и ответил: «Обсуждение закончилось. Давай-ка выпьем чаю!»    

Это очень хороший ответ, не правда ли? То же самое и с моей беседой – когда я кончу говорить, вы кончите слушать. Нет необходимости пытаться запомнить, что я сказал; нет необходимости пытаться понять сказанное. Вы понимаете, что я говорю; полное понимание имеется в вас самих. Тут нет проблемы.

Из книги Сюнрю Судзуки Сознание дзен, сознание начинающего

Эффект лающей собаки

Когда собака довольна, она виляет хвостом. А когда недовольна, выражает свое недовольство лаем. Но поскольку виляние хвостом никаких звуков не издает, одна недовольная собака привлекает больше внимания, чем сотня довольных.

Клиенты, равно как и читатели, да простятся мне эти слова, ведут себя точно так же. Довольный клиент молча улыбается, недовольный клиент громко выражает свое недовольство. И если 99 клиентов из 100 вы обслужили хорошо и только одного плохо - свое мнение почти наверняка выскажет только этот сотый.

Алекс Левитас

Про оскорбления

Если бы три попа ворвались в здание ЦЕРНа и две минуты орали: “Бозон Хиггса — фикция! Гравитация, Хокингса притяни!”, то никому из атеистов и в голову бы не пришло требовать над ними расправы. Поржали бы, и всё! Вот этим атеизм и хорош!

источник

и немного другой вариант

Дан Ксиа, укрываясь от непогоды холодным вечером в буддийском храме, обнаружил, что у него почти не осталось ничего, чем бы можно было поддержать небольшой костер, с помощью которого он грелся. Тогда он снял с алтаря одно из изображений Будды и добавил его к уже почти угасшим углям костра. Смотритель храма ужаснулся при виде такого святотатства и больно ударил Дан Ксиа за неуважительное отношение к учителю. Дан Ксиа спокойно принял удар палки и начал разгребать угли, при этом приговаривая: «Я ищу святые останки среди пепла».

Озадаченный, но все еще сердитый смотритель спросил: «Как можно найти святые останки деревянного Будды?»

«Если здесь нельзя найти никаких святых останков, – ответил Дан Ксиа, – то почему мы считаем эту деревянную фигурку самим Буддой, а если это не Будда, то каким образом тогда я совершаю святотатство и выказываю свое неуважение Учителю? Вы не возражаете, если я добавлю в мой огонь две оставшиеся статуэтки?»

из книги Миямото Сагена Дзэн от А до Я

Количество и качество

Учитель керамического дела объявил в день открытия, что разобьет класс на две группы. «Те, кто сидят слева» — сказал он: «будут оцениваться только по количеству проделанной работы, те, кто справа — только по её качеству». Его методика была проста, в последний день он принесет весы и взвесит работу группы «количество»: 50 фунтов горшков это «5», сорок фунтов горшков это «4» и так далее. Те, кто оцениваются по «качеству», однако, должны сделать один, пусть и совершенный, горшок, чтобы получить «5». Время сдачи пришло, и обнаружился любопытный факт: работы лучшего качества были сделаны в группе, оцениваемой по количеству. Похоже, в то время, как группа «количество» упорно штамповала свои работы и училась на своих ошибках, группа «качество» теоретизировали об идеале и, в конце концов, только и могла показать свои старания и грандиозные теории об идеале, а также кучу бесполезной глины.

история из книги Art & Fear, найденная на Хабрахабре

Правило 10 000 часов

В Forbes чудесная статья про то, что успех в абсолютно любой области - от торговли до музыки - складывается исключительно из количества времени и сил, потраченных на его достижение. Авторы ссылаются на исследования жизненных путей скрипачей и пианистов - единственная статистические значимая разница между мировыми звездами и простыми учителями музыки или любителями была в количестве времени, потраченном на занятия. И даже выводят единое правило успеха: чтобы достичь статуса мирового эксперта в любой области надо потратит на занятия не менее 10000 часов или 3 часа каждый в течение 10 лет. Им не удалось найти ни одного человека, который добился бы успеха тратя на него мало времени, просто са счет выдающихся природных способностей.

Не ограничиваясь сухой статистикой авторы разбирают примеры Моцарта, Beatles и Билла Гейтса.

Это относится даже к вундеркиндам. Вот что пишет о Моцарте, который начал писать музыку в шесть лет, психолог Майкл Хоув: «По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие произведения маленького Вольфганга, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (№ 9, K. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Музыкальный критик Гарольд Шонберг идет еще дальше. Моцарт, по его словам, «развился поздно», поскольку величайшие свои произведения он создал после двадцати лет сочинения музыки.

Чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Легендарный Бобби Фишер справился с этой задачей за девять.)

Интересна и история Билла Гейтса - в конце 1960-х даже элитные школы и богатые родители не могли себе позволить постоянный доступ к компьютерам. Гейтс-школьник бесплатно подрабатывал в разных фирмах в обмен на компьютерное время, ночами сидел за университетскими компьютерами. Битлы на момент первого успеха дали больше живых выступлений чем многие современные группы дают за все время существования. Познавательно.

Правило 10000 часов

Производная от достижений как способ оценки успеха

На хабре опубликовали статью с любопытным методом оценки человеческих достижений - использованием производной от успеха. Иными словами предлагают смотреть не на то, чего человек достиг вообще, а на то, с какой скоростью это было сделано. Само собой из-за специфики сайта все это обсуждается в рамках задач по подобру персонала в высокотехнологичные компании, но мне кажется этот метод можно применять в гораздо более широких масштабах - как отлично средство для объективной оценки собственных успехов.

Очень часто люди либо недооценивают свои/чужие достижения "полный неудачник, ничего не добился" либо переоценивают "все замечательно, можно расслабиться и ничего не делать". Разные цели, разные жизненные обстоятельства, разные способности - огромное количество факторов не дает выстроить единую шкал. Как понять - правильно ли ты развиваешься, надо ли вносить какие-то поправки в выбранный путь?
Читать далее

Основной принцип дзен-буддизма - кто не работает тот не ест

Но прежде, чем идти дальше, я хочу немного поговорить об одном из таких идеалов, ставящемся перед всеми последователям дзэна, так как это поистине самая важная и заслуживающая внимания особенность монашеской жизни дзэн-буддистов. Это и есть фактически то, что отличает дзэн от других буддийских школ, возникших в Китае, и что следует считать главной характерной особенностью дзэна и живой струей в его истории. Под этим я имею в виду понятие работы или службы. Хякудзе выдвинул основной принцип, на котором должна строиться жизнь, и духом которого должен быть пропитан зал для для медитации: «Кто не работает, тот не ест». Когда, по мнению общины, он стал слишком стар для того, чтобы работать в саду (его ежедневное занятие, кроме лекций и обучения монахов дзэну), ученики спрятали весь его садовый инвентарь, так как он и слушать не хотел их бесконечные увещевания. Тогда он отказался принимать пищу, сказав: «Кто не работает, тот не ест».
Читать далее

Совершенный путь и прозрачная пустота

Дзесю Дзюсин, живший во времена династии Тан, нередко говорил следующее: «Совершенный Путь не труден, он просто презирает отбор и выбор. Как только вы начнете что-либо утверждать, имеет место отбор и выбор. Существует прозрачная пустота, но я не пребываю в этой прозрачной пустоте. Но достаточно ли вы, однако, уделяете ей внимания?»

Эта проповедь основывается на хорошо известной поэме Сосана о «Верящем Разуме». Сосан — Третий патриарх дзэн-буддизма в Китае. Его поэма начинается следующими строчками:

Совершенный Путь не труден.
Он просто презирает отбор и выбор,
Пусть не будет ни любви, ни ненависти,
И все станет безграничной, прозрачной пустотой.
Читать далее

Путь к освобождению

- Пожалуйста, укажи мне путь освобождения.
- Кто же и когда тебя поработил?
- Никто.
- Если это так, — сказал учитель — то зачем же тебе тогда искать освобождение?

Диалог между третьим патриархом дзэн Сосаном и четвертым - Досином. 6 век нашей эры.

Из книги Судзуки Дайсэцу "Основы дзэн-буддизма"

Дзэн и единство вещей

Действие происходит в древнем Китае. Сановник, по имени Рикко Тайфу, встретился с одним учителем буддизма и, цитируя одного буддийского ученого периода Шести династий, сказал: «Удивительно, что земля и небо представляют собою в основе то же, что и я сам, что десять тысяч вещей состоят из той же субстанции, что и я». На это учитель, Нансэн, отреагировал следующим образом: он просто указал на цветок, растущий во дворе, и, как могло показаться, забыв о единстве вещей, о котором только что упомянул ученый сановник, сказал: «О друг мой, мирские люди смотрят на этот цветок не иначе, как сквозь пелену окутавшего их сна».

Это мондо (вопрос и ответ) весьма примечательно. Ученый сановник, разум которого привык к философскому обобщению, облек реальность в туманный призрак единства вещей. Буддийскому учителю это не понравилось, и вместо того, чтобы пускаться в рассуждения, он обратил внимание своего собеседника на ближайший предмет и посоветовал не превращать его в призрак.

Судзуки Дайсэцу "Основы дзэн-буддизма"

Дзэн, монотеизм, пантеизм

Мы можем сказать, что христианство монотеистично, а веданта пантеистична, но ничего подобного нельзя сказать о дзэне. Дзэн ни монотеистичен, ни пантеистичен. Дзэн отрицает подобного рода подразделение. В связи с этим в дзэне нет объекта, на котором можно было бы сосредоточить мысль. Дзэн — это облако, кочующее в небе. Его ничто не удерживает и не останавливает, оно движется туда, куда захочет.

Судзуки Дайсэцу "Основы дзэн-буддизма"