Открытое общество и его враги Карла Поппера в России

Карл Поппер - один из величайших философов как минимум XX века - был убежденным либералом, последовательно критиковал и фашизм и марксизм, считал политическую систему Великобритании и США наиболее совершенной из существующих. Неудивительно, что многие патриоты нашей страны, уничтоженной под лозунгами либерализма и демократии его искренне не любят. Однако, судя по многим признакам, они не пытались читать самого Поппера и судят о идеях открытого общества и демократии на основании "Рабинович напел" - терминологии рушивших СССР реформаторов. И хотя сейчас многие уже начали понимать что под либерализмом, демократией и многими другими вполне хорошими идеями у нас подавалась их полная противоположность, что идеологию пост-советских режимов правильнее называть либерал-фашизмом, фашизмом с либеральной терминологией, мало кто интересуется тем, что именно под этими понятиями понимается на самом Западе. Как мне кажется очень зря - ибо исторический успех западных стран заслуживает самого пристального изучения, которое сулит массу удивительных открытий - большая часть доводов Поппера отлично подходят для критики постсоветских реформ и современной внешней политики США. Вот основные тезисы "Открытого общества и его врагов":

1. Открытое общество - это общество, решения в котором принимаются на основе разумного обсуждения и осмысленного размышления, в противовес закрытому обществу, где решения принимаются на основе слепой веры в различные догмы и табу. Как не сложно заметить, ни послереформенный СССР ни майданная Украина не являются открытыми обществами и даже не движутся в этом направлении - просто набор коммунистических догм заменился слепой верой в "свободный рынок" или "кто не скачет - тот москаль".

2. Основной смысл демократии вовсе не во власти большинства - а возможности изменять общество мирным путем, сохранять его открытость. Большинство может выбрать диктатуру, но демократия не должна допускать такого развития событий. Важнейшей задачей любого демократического движения является прежде всего сохранение демократии - то есть самой возможности изменения общества мирным путем.

3. Свобода и равенство невозможны без государственного вмешательства. Без уравнивающего воздействия государства иллюзия свободы на самом деле оборачивается произволом сильных - либо в физическом либо в экономическом смысле. Таким образом свобода возможна только тогда, когда государственное вмешательство не дает сильным применять физическое или экономическое принуждение. Сравните это с псевдолиберальной пропагандой 1990-х о "неограниченной свободе рынка".

Читать далее

Источники нашего знания и невежества - читая Карла Поппера

Никак не соберусь написать о самом ярком интеллектуальном впечатлении последнего года - философии Карла Поппера, хотя некоторые сочинения перечитываю уже третий раз. Слишком объемные и насыщенные идеями тексты, на которые очень сложно написать привычную рецензию. А темы там затрагиваются очень больные и важные для современной России - природа познания, науки и принципы устройства общества. Во всем остальном мире Поппер является одним из самых знаменитых философов XX века, но у нас само слово философия считается чем-то глупым и ругательным, во многом вследствие нашего чудовищного провала в гуманитарных науках. Хотя мы до сих пор занимаем лидирующие позиции в сфере наук естественных, наши представления о философии, психологии и многих связанных с ними областях застряли на уровне паровозов и телеграфа. А ведь именно гуманитарное оружие уничтожило СССР, оказавшись намного опаснее атомных бомб, именно на гуманитарном знании стоит могущество нынешних хозяев мира. Отчаявшись охватить все и сразу, я решил рассказывать о исследованиях Карла Поппера по частям. Начну с источников нашего знания и невежества.
Читать далее