Биография Ивана Ефремова от Ольги Ереминой и Николая Смирнова - молодость

Иван Ефремов - это один из тех редких людей, которые в реальной жизни круче своих литературных героев. Как обычно бывает? О мускулистых героях и героических путешественниках пишут далеко не самые стройные люди, редко покидающие тепло и уют удобного кресла. Иван Антонович сам совершил массу опаснейших путешествий по самым дикими и опасным местам, голодал, мерз и рисковал своей жизнью. Причем не ради наживы, а ради науки - даже в самые тяжелые моменты не забывая о сложных исследованиях. Одно это делает историю его жизни безумно интересной. А ведь после этого он стал крупным ученым (даже создал новую науку) и одним из наиболее ярких русских мыслителей и писателей XX века - к сожалению совсем не вписавшимся в общую атмосферу деградации и невежества, воцарившуюся в России к концу этого столетия. Весьма злая ирония судьбы, чем-то напоминающая историю с Антонио Грамши, привела к тому, что его идеи оказались ближе к полностью чуждому Ефремову западно-атлантическому обществу. А в родной стране даже коммунисты начали мутировать в традиционно-консервативное движение причудливо мешающие красные символы с православием - и само собой чуждое мечте о научном преобразовании мира в лучшую сторону. На этом фоне особенно отраден тот факт, что все-таки есть помнящие Ефремова люди, которые хранят его наследие и даже написали подробную биографию с кучей не публиковавшихся ранее материалов из личного архива самого писателя, его родственников и друзей.

Ефремов в Верхне-Чарской экспедиции. 1934 г.

Ефремов в Верхне-Чарской экспедиции. 1934 г.

Читать далее

Про книги Вероники Ивановой "Берег Хаоса" и "Паутина долга"

Вероника Иванова для меня является одним из самых ярких и интересных русских фантастов. Как это часто бывает с моими предпочтениями, широкая публика их не разделяет, впрочем я никогда не стремился оказаться в стройных рядах этой самой широкой публики. Книги Ивановой медленные, задумчивые и очень красивые, той неяркой красотой, которая полностью раскрывается только при близком знакомстве, как и внутренний мир ее персонажей. Хотя сначала и книги и персонажи производят несколько странное впечатление - типичный герой Ивановой сначала кажется слабым и безвольным человеком, давно уже смирившимся со своим не особо завидным местом в жизни. С этого и начинается главное отличие ее книг от типичных штампов - потому что ее герои такими хлюпиками только кажутся. И речь идет вовсе не о классической схеме прокачки, в которой недавний слабак берет в руки волшебную дубину и начинает мстить обидчикам, просто у каждого движения души такого... далеко не всегда человека... оказывается длинная цепочка причин в его непростом прошлом, которая разматывается очень долго и неторопливо. И сюжет сводится не к борьбе со злодеями, а скорее к осознанию своих истинных склонностей и возможностей, поиску места в непростом мире, крайне далеком от примитивного деления на добро и зло. Причем миры Ивановой очень похожи на ее персонажей - сначала они кажутся очень серыми и банальным, их истинная природа открывается медленно и неторопливо, но в итоге я уверенно могу сказать что настолько нестандартные и необычные вселенные встречаются крайне редко. Впрочем большинство читателей этого никогда не узнает, сбежав еще с первой сотни страниц без попаданцев, нечисти, ехидных ведьм и кровавых боев. Ставшей темой этой статьи цикл однозначно является самым ярким и гармоничным образцом творчестве писательницы и по закону всемирной подлости он так и остался незавершенным, оборвавшись на второй книги. Что не мешает получить массу удовольствия от чтения - последний раз я утонул в нем на нынешнее новогодье.
Читать далее

Про книгу Ивана Ефремова "Дорога Ветров"

Иван Ефремов был великим фантастом, но в свободное от основной работы время - ведь профессией автора Туманности Андромеды, Таис Афинской, Часа Быка и Лезвия Бритвы была палеонтология. Дорога Ветров наверное самая малоизвестная из книг Ефремова, в ней нет никакой фантастики - это путевые заметки палеонтологической экспедиции в глубины Гоби, безжизненной монгольской пустыни. Но не только документальность ограничила популярность Дороги Ветров - книга читается очень тяжело, даже я одолел ее со второго, если не с третьего захода. Очень мало действия, мало размышлений - в основном описания гобийской природы и экспедиционных будней. Этой книге надо было быть фильмом, автор прежде всего пытается описать красоту местной природы, но крайне сильно перебарщивает с пусть и талантливыми, но длинными и полными непонятных обычному смертному терминов описаниями. Тем не менее потраченного времени не жаль - талант Ефремова делает даже теоретические скучные места интересными и запоминающимися, но интереснее всего те самые моменты, которые сам автор отодвинул на второй план - мышление и повседневная жизнь того времени. Собственно сами даты говорят о многом - экспедиция длилась с 1946 по 1949 годы, что наглядно показывает сложнопредставимую в наше время ориентацию советского общества на знания. Только закончилась чудовищная по тяжести война, половина страны лежит в руинах, бывшие союзники активно готовятся массированному удару с использованием ядерного оружия - и не смотря на все тяжести и трудности государство посылает в дики земли экспедицию для исследования прошлого земли и поиска костей динозавров. При чем речь не идет о какой-то государевой блажи, важность познания понимают и рядовые люди - несмотря на крайнюю бедность и ограниченность средств и рабочие и ученые изо всех сил добывают новые знания с риском для жизни. Один-два грузовика, несколько человек - и тысячи километров безлюдных пустынь и гор, с обрывами, ущельями и вязкими песками.

Дорога Ветров. Фотографии. Экспедиция Ивана Ефремова в Монголию

Дорога Ветров. Фотографии. Экспедиция Ивана Ефремова в Монголию


(большая фотография)

Читать далее

Изольда Великолепная - трилогия Карины Деминой

Сначала первая книга трилогии показалась еще одним серо-безликим смешением фэнтези и любовного романа, которых в последнее время развелось гораздо больше, чем нерезанных собак. В главной роли девушка из нашего мира, ничем не примечательная, ничего не умеющая и в самое ближайшее время собирающаяся помереть на улице - "с моими внешними данным даже на панель не возьмут". Внезапно перед ней появляется маг из другого мира и выдает замуж за правителя обширного государства с магическими способностями. Последний само собой немедленно влюбляется в совершенно незнакомую девушку, не блещущую ни умственными ни внешними данными - слава богу она хоть сама это осознает - и берет в первые леди, несмотря на вялые протесты офигевших от такой новости подданных и придворных. В этих трех предложениях кратко пересказан сюжет не менее трех сотен книг, включая пару опубликованных на самиздате в течение последней недели. На фоне общей массы у книги было несколько сильных сторон - достаточно яркий и выразительный язык, относительная адекватность главных героев - никаких внезапных истерик и тупых пакостей всем и вся, которые некоторые люди считают очень интересными и смешными... но ярких воспоминаний не осталось и вторая часть особого воодушевления не вызвала (особенно когда я узнал, что под другим псевдонимом автор написала массу иронических детективов). Вот тут-то Демина меня и удивила - следующая часть оказалась совсем другой. Даже любовная линия закрутилась вокруг других, менее шаблонных персонажей, а на первый план вышла неожиданно яркая и интересная цепочка придворных интриг и стремительно обретающая глубину вселенная. Волшебство немного потеснилось, дав место толике научно-фантастического антуража, неуязвимый лорд-протектор-воплощение-войны из первой части оказался эдаким ружьем на стене наоборот - вместо выстрела в конце пьесы он потерял значительную часть своей неуязвимости и развернул сюжет в совершенно иное русло. Но это все были цветочки, ягодки начались в третьей книге - яркой, стильной, нестандартной и ничем не похожей на первую, где главной проблемой Изольды были неудобные платья с кринолином, необходимость заучивать содержимое гербовых книг и пара неудачных покушений за спиной у всемогущего супруга.

cover
Читать далее

Про книгу Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу..."

Оливер Сакс - профессиональный невролог с большим стажем и данная книга является сборником интересных эпизодов из его практики, крайне далеким от привычных нам подборок околоврачебных анекдотов. Прежде всего сам Сакc относится к своим пациентам с большим уважением и прямо пишет, хочет расширить неврологию за рамки сухого, механистичного представления о человеке и обратить внимание на истории людей, сражающихся с различными нарушениями сознания, тем более что иногие из известных ему случаев выходят за рамки классических теорий. И в этом наверное самая интересная сторона книги - она очень сильно расширяет наши представления о человеческом сознании. В конце концов в неодушевленной природе особенности работы того или иного механизма становятся по-настоящему понятны только тогда, когда он сломается их его приходится чинить. Так и здесь, разнообразные нарушения работы мозга и нервной системы заставляют по-иному взглянуть на природу нашего разума и психики в привычных условиях, так как многие случаи кажутся в равной мере невозможными и с точки зрения обыденной жизни и на основании абстрактных теорий. Классическим примером может послужить случай, вынесенный в заголовок. Профессор П был по всем меркам успешным человеком, профессор, преподаватель в консерватории, художник, которого дома всегда ждала любящая жена. Его болезнь сложно описать словами - у него не работал механизм восприятия конкретного, он воспринимал только абстрактные идеи.
Читать далее

Омерзительная красота - про книгу Ирины Соколовой "Время звезд"

Я стараюсь не писать отрицательные отзывы, но данный случай особенный - так как я испытываю весьма странный коктейль чувств, восторг вперемешку с омерзением. Речь о книге Ирины Соколовой "Время звезд" - с одной стороны это великолепно написанное фэнтези, в котором хорошо все - приятный язык, яркие образы, живые персонажи и правильный сюжет с парой неожиданных поворотов. Из-за этого я и дочитал книгу до конца, хотя мне по-настоящему омерзительна ее идейная сторона. Впрочем нормальный человек может просто не заметить теряющихся за приключениями и переживаниями представлений о мире и людях, тем более, что с традиционной точки зрения в них нет ничего противоестественного. Есть канонический фэнтези-мир с эльфами, людьми и гномами, чьи стройные ряды внезапно разбавили водоплавающе-дипломатичные ундины. Есть маги, рыцари и священники Трех Братьев. Загадочный полуэльф, спасающий из рук насильников юную и наивную девицу. Не менее таинственный злодей, охотящийся то ли за полуэльфом то ли за девицей. Еще более.. вы понимаете.. раса прекрасных и мудрых, но давно исчезнувших детей звезд. Все это ближе к концу книги развернется в несколько неожиданный узор, но дело не в сюжете внешнем, дело в сюжете внутреннем. Начну перебирать бусины мыслей, каждая из которых заставляет меня передернуться.
Читать далее

Про книгу Владимира Сазанова "Двуединый"

На "Двуединого" я наткнулся совершенно случайно, в поисках легкого чтения после пары очень замороченных книг по истории. Легкое - не значит глупое и скучное, даже если книга не грузит мозг информацией и рассуждениями, в ней все равно должна присутствовать логика, вменяемые персонажи и любопытные образы. К сожалению большинство нашей фантастики, что в Самиздате что в бумажных сериях вроде многих сотен томов Альфа-книги, не может похвастаться вышеперечисленным. Книга Сазанова стала приятным исключением, хотя краткое описание производит совершенно противоположное впечатление. В некоем волшебном мире наследник очень знатного и богатого рода долго болел в детстве , в силу чего до 18 лет находился под плотной опекой врачей, охраны и крайне нервной и могущественной мамочки. Так как рецидивов болезни не было уже много лет, отец предпринимает волевое решение все-таки познакомить его с взрослой жизнью - и отправляет учиться в Академию, формально военную, фактически магов. Без врачей, охраны, слуг и мамочки. Конечно на самом деле его постоянно окружают замаскированные телохранители, постоянно пишущие отчеты домой - но вмешиваться они могут только в крайних случаях. Где-то это мы уже слышали, не так ли?
Читать далее

Воин огня - книга Оксаны Демченко

Среди многих бед и проблем современной фантастики особенно выделяется вторичность и отсутствие новых идей. Бесконечные ехидные ведьмы и говорящие кони, вампиры и попаданцы, при особом невезении совмещающие в себе все предыдущие пункты одновременно - такому производству штампов позавидовал бы сам Генри Форд. Во многом это связано с невеселыми денежно-пиратскими обстоятельствами и общим упадком культуры на территории некогда великой страны. Но при всей мрачности нашего литературного небосвода в нем продолжают загораться яркие звезды - радующие требовательного читателя новыми мирами, яркими персонажами и нестандартными идеями. Одной из них вне всяких сомнений является Оксана Демченко. Ее новая книга резко выделяется на общем фоне - это так называемая альтернативная фантастика, подозрительно похожий на наше средневековье мир, в котором (похожие на) американские индейцы не без помощи магии отбили европейских колонизаторов и строят новое общество с учетом заокеанских достижений.
Читать далее

Макс Фрай Сказки старого Вильнюса

В последние годы Макс Фрай превратился в издательский бренд, под зонтиком его репутации стали издаваться десятки авторов самого разнообразного толка, большинство из которых лично мне кажутся совершенно нечитаемыми. К счастью сэр Макс избежал участи той же Семеновой и чужие книги выпускали не прямо под его именем, а в разнообразных "любимых книгах Фрая", после чего вообще придумали спецмарку Фрам. Хотя есть у меня подозрения что всю внутреннюю часть Хроник Ехо все-таки пишут посторонние люди, а сам Фрай только обрамляет это предисловиями про Тришу и Франка. Но все это суета, достойная упоминания только в контексте того замечательного факта, что Фрай жив и продолжает писать новые книги - Ключи из желтого металла, Большая телега - теперь к этим сокровищам волшебной фантазии добавились Сказки старого Вильнюса. Формат очень похож на большую телегу, сборник рассказов, чьи герои и сюжеты объединены только местом действия. В Телеге это были европейские города, в Сказках, как несложно догадаться - улицы Вильнюса, где в данный момент живет сам Фрай.

Читать далее

Про книгу Джулии Кэмерон "Путь художника"

До этой книги у меня долго не доходили руки из-за кажущейся схожести с "Умением желать", которое я полей-неволей хорошо изучил за время перевода. Тем не менее недавно я купил бумажный вариант и был приятно удивлен - книга действительно отличается от Шер и предлагает по-настоящему полезные советы. Если Шер старается быть максимально универсальной и охватить все возможные сферы человеческой деятельности, то Кэмерон пишет именно о художниках в широком смысле слова. Если среди целей "Умения желать" запросто могло быть совершение кругосветного путешествия или жизнь в теплой стране, то здесь речь пойдет о том как все-таки заняться искусством, написать книгу, снять фильм, нарисовать картину и так далее. Джулия сама профессиональный писатель и при чтении это очень хорошо чувствуется - яркие образы и метафоры, красивый язык, одним словом любящие литературу люди быстро почувствуют родную душу. Кроме того, книга избегает стандартной ловушки многих учебников жизни - авторы которых добивались успеха только в обучении успеху и ничем другим не занимались - Кэмерон написала массу статей в крупные американские газеты, книг, пьес, сценариев и стихов.
Читать далее

Макс Фрай Большая Телега - сказка для взрослых

Сказка для взрослых? В наше время так чаще всего называют порнографию и кровищу - "запретную" для детей. Хотя на самом деле эти "запретные" темы не особо увлекают взрослых - завораживая в основном подростков, доросших до протеста и тяги к ранее запрещенному. Миновавших этот возраст интересуют скорее жизненные повороты, трудности и особенности характера, выходящие на первый план лишь при наличии немалого жизненного опыта - "мы в ответе за тех, кого приручили". Одиночество, кризис среднего возраста, забота о других, понимание и... много того, на что в торопливой юности не хватает времени. Суть же остается неизменной, сказка - это история о странном, о чуде - не похожем на повседневность. Именно это и отличает легендарные творения Кэррола, Экзюпери, Янссон и Норштейна от "искусства для детей". Новое творение Фрая из этого же таинственного рода.
Читать далее

Оксана Демченко. Докричаться до мира

В наше время пишется очень мало искренних, добрых книг. Подавляющая часть современного оптимизма штампуется на гигантских конвейерах производителей рекламы и массовой культуры, с широким применением красителей, консервантов и улучшителей вкуса. Естественности в малоотличимых от телевизионных зрелищ или гламурных журналов книгах не больше, нежеле в улыбке на рекламном плакате, обещающем нам счастье со скидкой в 5%. Большинство заявляющих о честности и серьезности писателей и сами живут понятиями подобной рекламы и не мыслят жизни вне нее, так что стараются максимально дистанцироваться от доброты вообще и нашпиговывают свои книги огромным количеством разнообразной чернухи - бытовой, сексуально-извращенной, бандитской и сугубо фантастической, позволяющей описать самые феерические мучения и страдания. Редкие единицы просто рассказывают живую историю без оглядки на пиар всех цветов радуги и новинки умственной моды. Оксана Демченко - одна из них. Такие книги нигде не рекламируются, выходят в абсолютно непредсказуемых серия в ряду сотен томов макулатуры и находятся обычно случайно - но интересуют меня все больше и больше.

Читать далее

Размышления у книжной полки. Макс Фрай.

Недавно я вновь попытался разобраться с необьятными завалами книг, угрожающими выселить меня из квартиры. Вечно они скапливаются повсюду, собираются в стопки, угрожающе нависают над невинными людьми, плодятся с удивительной скоростью и естественно делают вид что ни в чем не виноваты. И в этот раз я решил выделить наконец отдельную полку особо важными и памятным книгам. Процесс отбора навеял массу воспоминаний-размышлений - коими и решил поделиться.

Почти треть полки нахально заняли книжки Макса Фрая, всегда отличавшиеся бойким характером. Они постоянно ходят в гости к нашим друзьям и родственникам, совершают длительные вояжи в другие города и страны - одна например вернулась через год. Многие навсегда уезжают в неизвестном направлении, вызывая вопросы типа "Я же недавно покупала "Чужака" в третий раз и где он?" (прямо сейчас посмотрел, его опять нет). Полное собрание сочинений было закуплено еще в знаменитой в те времена (из нее пошла Семенова с Волкодавом, Лазарчук, Логинов, Успенский и множество других громких имен) фантастической серии Азбуки, с коричневыми обложками, нелепыми рисунками и аннотациями про "подвыпивших колдунов". От него не осталось ни одной книги, несмотря на неоднократные докупки зачитанных томов. Более позднее ярко-желтое издание тоже потеряло немало бойцов, сомневаюсь, что хоть одна книга не покупалась во второй-третий раз взамен ушедшим на поиски приключений. Часть уже в более темной и оранжевой одежке Амфоры. Позже они обрели родовое имя "Лабиринты Ехо" и толпу младших сородичей, но тогда были просто "книжками Макса Фрая".

Макс Фрай обложка второго издания Наваждений
Читать далее

Про "Войну для Господа Бога" Ильи Те

Многих интересных авторов я нахожу случайно, в произвольном порядке перебирая книги на полках магазина. Перед покупкой у меня нет никакой информации кроме общего впечатления от зачитанных при пролистывании случайных кусков. Подобный метод оказывается гораздо эффективнее ориентации на отзывы критиков, что много говорит о качестве последних. Так произошло и с "Войной для Господа Бога" замеченной в одной из бесчисленных и практически неразличимых серий популярной фантастики - подавляющую часть которых составляет нечитабельный хлам. Надо сказать что роман Ильи Те формально остается в этих рамках, он далек от глубоких философских, научных или социальных заворотов. Это классическая история приключений. Найти качественный роман подобного жанра в наше время сложно - почти все выходящее представляет собой кальки бородатых штампов от Индианы Джонса и Берроуза до недавних компьютерных игр, с удивительно унылым сюжетом, тупыми героями и отсутствующей фантазией автора. На этом фоне "Война" очень резко выделяется .

Прежде всего впечатляет фантазия автора. Действие происходит спустя несколько миллиардов лет после гибели нынешней вселенной, от которой остались лишь туманные легенды. Человечество пережило ее благодаря паре полезных изобретений вроде нуль-порталов, бесконечного источника энергии и способности создавать любые потребные объемы пространства и материи из ничего. Выжившая горстка людей начала создавать новые вселенные. Кто и как выжил при катастрофе точно не известно - но судя созданном ими мирам контингент был своеобразный. Решив не заморачиваться с воспитанием детей они построили фабрики клонов, на которых выращивались тела, множество виртуальных вселенных в которых готовились сознания - и поставили производство людей на поток. А сами стали богами, благодаря возможности после смерти переписать свою собственную личность в новое тело.

Читать далее