Время Ибларда / Iblard Jikan / Iblard Time

Нашел в ЖЖ видеоролик с анимированными картинами, к которым добавили немного движения, и вспомнил про, наверное, один из самых малоизвестных мультфильмов Студии Ghibli - Время Ибларда. Идея этого завораживающе красивого фильма та же самая, но здесь картины оживлял их собственный автор, входящий в дружный коллектив Миядзаки. Писать о нем что-то осмысленное крайне сложно - это фантастическое, медитативное и очень неторопливое зрелище - нет не то что действия, но и какого бы то ни было сюжета в принципе. Смотрите сами:

iblard-jikan-0002

В: Иблард - что это за мир?
О: Вы ведь не помните, сколько крышек люков было на той дороге, по которой вы ходили в ваших снах вчера ночью? Я думаю, что реальный мир - он такой же, мы помним только то, что нам интересно. Иблард - это мир, состоящий из таких вот интересных мне вещей, с которыми я чувствую себя уютно. Так что там нет мусорных баков, в этом мире. Ну, наверное, какая-то хитрая система девает куда-то весь мусор. Удобно, правда? С первого взгляда может показаться, что слишком уж удобно, но на самом деле это тот самый городской пейзаж, который вы неосознанно видите каждый день. Ну, скажем так: смотреть на Иблард - это как смотреть на обычный пейзаж из самого сердца.

В: Но на многих из нас окружающий мир ежедневно нагоняет уныние и скуку...
О: Ну, это результат механизма "сохранения энергии", который есть у всех людей. Почему маленькие дети так быстро устают и вскоре засыпают? Потому что вся их жизнь наполнена открытиями. А мы живем на одном и том же месте, видим вокруг постоянно одно и то же, и наши глаза от этого устают. Это неудивительно. А на самом деле мы живем под влиянием иллюзии, что нам скучно, потому что мы вот здесь живем. А ведь все, что нас окружает - это просто фантастическая красота, стоит лишь посмотреть с другой точки зрения. Я хочу рисовать именно такое окружающее.

Читать далее

Ловцы забытых голосов - аниме-мультфильм Макото Синкая

Макото Синкай знаменит в узких кругах невероятно красивыми и поэтичными мультфильмами, в которых каждый кадр тянет на гениальную картину, но сюжет практически отсутствует, а герои набросаны схематичными штрихами. Рассказывать про них очень сложно - практически все строится на совершенно невербальных ощущениях, эмоциях и ассоциациях, а главным героем обычно является небо на пару с облаками и чайниками. И именно для поклонников Синкая его новый фильм смотрится очень неожиданно - как будто Синкаю надоели анекдоты про "А что с сюжетом нового фильма? - Нафиг сюжет, рисуем облака!" и он сделал его на пару с Миядзаки. Прежде всего бросаются в глаза персонажи - типично миядзаковские лица при виде которых сразу вспоминает Хаул, Тихиро, Навсикая. А еще связный, динамичный и детально проработанный сюжет! Но ощущение дежавю быстро рассеивается - во первых никуда не делись фирменные красоты Синкая, во-вторых Миядзаки никогда бы не снял такого фильма - грустного, серьезного и совершенно взрослого. Фильм посвящен смерти и отношению к ушедшим, приключения лишь фон, злодеев нет, положительных персонажей тоже, общая схема крайне далека от приключенческих шаблонов и больше всего напоминает прозу, просто история из жизни людей, борющихся с собственными чувствами о совершающих не всегда логичные поступки - ни погони за сокровищами ни сражения с какой-то угрозой. Так что перед нами всего лишь творческий рост легендарного самоучки-одиночки.
children-who-chase-lost-voices-0002
Читать далее

За облаками. Обещание юности / Beyond the Clouds, the Promised Place - аниме Макото Синкая

О фильмах Макото Синкая крайне сложно рассказывать, слова и сюжет в привычном смысле слова играют в них второстепенную роль. Главное - это чувства, ассоциации и фантастически красивая картинка, в которой каждый кадр тянет на полноценную картину очень высокого уровня. Хотя наверное даже это вторично - на первом месте небо и облака, дальше идут чайники, поезда, дороги и куча других предметов внезапно становящегося одушевленным мира. Синкай обожает небо во всех его вариантах - закаты, грозовые тучи, ясный полдень, сумерки, звездную ночь, безграничный снегопад - и замечательно рисует все его оттенки. Впрочем именно в "За облаками" есть несколько очень интересных мыслей относительно окружающего мира. По сюжету герои пытаются достучаться до параллельных миров, которые представляют из себя сны нашего мира, сны бога - ведь он тоже может спать и что-то видеть во сне. Как вы думаете, что может присниться нашей вселенной? А действие происходит в альтернативной истории, где СССР разделил Японию пополам с США и вовсе не собирается разваливаться. На северном острове страны восходящего солнца загадочные русские построили гигантскую башню многокилометровой высоты - будучи изначально предназначенной для изучения все тех же параллельных миров она стала символом всего недосягаемого и невозможного. Слов уже достаточно - просто посмотрите на скриншоты:
beyond-the-clouds-0014
Читать далее

Чудесная песня из мультфильма "Монстр в Париже"

Не стоит пугаться названия, мультик добрый, а песня и клип про замечательные. Очаровали даже сурового Гоблина. ))

Трейлер самого Монстра в Париже. Надо обязательно найти и посмотреть.

Перевод текста песни:

Течет она
Сильна, вольна
Сена, Сена, Сена
Очарованием полна,
Сена, Сена, Сена

В ее волнах дрожит луна
Сена, Сена, Сена,
Париж на дне,
Иль я пьяна,
Сена, Сена, Сена,

Дальше на lyrsense.com

Про Переносной аэропорт / Portable Airport, Космическую станцию №9 / Space Station No9 и Проект "Город в небе" / Project 'City Flying in the Sky'

В который раз пересматриваю серию чудесных короткометражек. Аниме совсем коротенькие, нет и пяти минут на серию, но необычные и очень милые - сумасшедшая смесь гламура, картинок будущего в духе классической научной фантастики и истории золушки - полная светла и радостни. Я не люблю гламур, но здесь он на удивление искренний и светлый - японцы как всегда поражают. Наверное это уже кавай. Сюжет прост - есть некая милая и богатая девушка в мире второй половины XXI века, которая то опробывает проект переносного аэропорта, то едет на космическую станцию, где проводятся показы высокой моды (с элементами сюрреализма - чтобы увести оттуда то ли двойника то ли саму себя), то собирается на свадьбу к друзьям. Естественно с приключениями и демонстрацией массы необычной техники будущего - решающей классические задачи, вроде упаковки кучи платьев в одну маленькую косметичку. Мультфильмы - само воплощение слова "положительный", светло-розовые тона, легкая музыка - ни единого мрачного момента. Тем и хороши, ибо запоминаются и пересматриваются по многу раз. Под катом все три с всеобьемлющего ютьюба.

Сделаны они студией Studio Kajino - дочерней компанией знаменитой Ghibli (которая Миядзаки) как музыкальные клипы для японской группы Capsule. Студия под руководством Тошио Сузуки (Toshio Suzuki) изначально создавалась для сьемки фильмов с живыми актерами, о ее других работах и авторах этих мультфильмов ничего не известно.

Проект

Проект
Читать далее

Про аниме "5 сантиметров в секунду / 5 centimeters per second" Макото Синкая

О фильмах Макото Синкая сложно писать - они выстроены из невербальных ощущений - тонких оттенков настроения и созерцания окружающего мира. Главный герой здесь даже не вселенная, а окружающая действующих лиц обстановка. Синкай рисует невероятной красоты картины, в равной степени завораживая и прекрасным закатом и закипающим на плите чайником. Его повседневность вроде школьного класса или подходящего к станции поезда ни в чем не уступает мечтам и иным мирам. А разворачивающася на таком фоне история всегда остается лишь скромным и изящным дополнением к живописному полотну. Герои мало говорят и еще меньше делают - их чувства проявляются в основном в отношении к окружающему миру. Мы видим их взгляд на мир, не отчаяние в мыслях героя или обусловленные им действия, а заполняющий все вокруг снегопад и холодный свет фонарей, не мысли о неопределенности и поиске собственного будущего, а закатную тишину, ночной ветер и взлетающую вдали ракету. Это не отдельные сцены - таково все творчество Синкая, самым ярким примером которого является его последний фильм "5 сантиметров в секунду".

кадры Макото Синкай 5 сантиметров в секунду


Читать далее

Про аниме Союз (Альянс) Серокрылых / Haibane Renmei

Возможно я слишком часто использую в статьях про аниме слова вроде "уникально" и "ни на что не похоже" - но мир аниме огромен и малоизвестен, так что я просто выбираю самое лучшее. И Союз Серокрылых действительно достоин подобных эпитетов. Ничего похожего просто нет - даже в кинематографе в целом. Можно отметить отдаленное родтво с Миядзаки, но в сравнении с творением Токоро Томокадзу его фильмы напоминают высокобюджетный и изрядно упрощенный Голливуд. Автору "Союза" удалось гармонично обьединить доброту, внутренний свет, крайне необычный мир и действительно сложный сюжет. Тематика сериала - внутренняя свобода, смерть, скрытая боль, бог и столь редко встречающееся в массовой культуре смирение - интересна скорее взрослым людям, хотя действующие лица молоды. Девушка примерно тринадцати-пятнадцати лет... вылупляется из огромного кокона. Она ничего не помнит о своем прошлом и ничего не знает о месте, в котором оказалась. Ее встречает компания подростков схожего возраста с небольшими серыми крыльями и нимбами... во всем остальном ничем не отличающихся от обычных людей из плоти и крови. Вскоре и у нее вырастают крылья, новые знакомые приносят нимб и дают имя на основании единственного воспоминания всех серокрылых - сна в коконе. Ракка начинает осваиваться в новой и незнакомой вселенной.

Сюз (Альянс) Серокрылых кадры
открывающие титры очень хорошо передают дух сериала

Читать далее

Про аниме Мастер Муши / Mushishi

Аниме - это огромный мир, превосходящий по размеру и разнообразию кинематографы многих стран. Его масштабы начинаешь понимать только сталкиваясь с действительно и на что не похожими творениями. Одно из них - Мастер Муши. Очень спокойное, задумчивое и немного грустное повествование действительно поражающее воображение. Действие разворачивается в альтернативной версии японского средневековья и вращается вокруг загадочных муши - иной формой жизни, совершенно не похожей на традиционные представления о сверхестественном. Невидимые для обычных людей они неразрывно связываны с пронизывающий мир жизненной энергией и полностью равнодушны к людям. Они просто живут - как деревья или облака, обладая крайне причудливыми формами и привычками. Живая и странствующая по миру радуга? Окаменевшие облака? Путешествующее по подземным рекам болото? Питающиеся тишиной муши - в особенно тихие зимние ночи поселяющиеся в ушах у людей? Муши, живущие в человеческих снах и вополщающие их в реальность? Превращающие людей то в стариков но в детей? Останавливающий время морской туман? Муши, являющиеся нервами целой горы? Создающие из ничего на одну ночь мост через пропасть - на котором нельзя сделать ни шагу назад? В каждой серии встречается нечто действительно непредсказуемое и невиданное ранее - а всего их двадцать шесть. Муши далеко не всегда безопасны - так что людям требуется помощь специально обученных специалистов, одновременно и врачей и охотников за приведениями - мастеров Муши.

мастер муши кадры
Читать далее

Про Первый Отряд (First Squad)

Еще при первом упоминании проект показался безумием чистейшей воды. Полнометражный анимационный фильм, нарисованный японской студией 4С (Аниматрица, Воспоминания о будущем) под руководством русского продюсера и сценариста. История про Великую Отечественную и героическую борьбу с фашистами пионерки Нади. Реалистичное, выверенное окружение, одежда, военная техника и традиционно-анимешные мистические завороты про захлебывающийся зимой 1941-42 блицкриг и призыв утопленных в Ледовом Побоище тевтонских рыцарей спецподразделением СС Аннербе. Мертвые могут спокойно убивать живых будучи невидимы и неуязвимы для их оружия. Заметить их могут только наделенные особым даром люди - например работающая на 6 отдел советской разведки Надя, на помощь которой приходят друзья детства. Не простые - из первого отряда пионеров-разведчиков, уничтоженного в начале войны нацистами. Такое и представить сложно, не то что придумать.

Детство, цирк, еще живые родители

И при первом просмотре крышу сносит надежно и надолго. Кремль с Красной площадью, заснеженный фронт, солдаты в окопах, деревеньки с покосившимися заборами, катюши, ЗИСы, и счастливое пионерское детство с прогулками по ВДНХ... все в отличной рисовке с гармонично вписанными трехмерными сценами. "Этого не может быть потому что не может быть никогда". Добавляют жару чисто самурайские сюжетные повороты. Героическая девочка-подросток-экстрасенс, внедрившиеся глубоко в наши ряды близняшки-красотки-агентши СС, лихо отбивающийся от них посохом отшельник из безвестной церквушки в глуши, поединки на мечах и путешествия в глубины подсознания.

В атаку поведет он

Читать далее

Про Эксперименты Лейн / Serial Experiments Lain подробно


And all the fears that you hold so dear
Are turning into whisper in your ear

Здешний мир - схематичный мегаполис cо скудной цветовой гаммой, скрывающий множество незаметных на первый взгляд тайн. В тенях прячется звездный космос, люди больше похожи на ожившие маски и ничто не является по-настоящему реальным. Рисованная анимация легко сочетается с документальными видеосъемками и энциклопедическими рассказами про проект Ксанаду, Розвелский инцидент, Majestic 12 и резонанс Шумана. Долгие часы экранного времени заполняются видениями и размышлениями, после чего все переворачивается с ног на голову в бешеном всплеске действия. Таков мир юной Лейн, на первый взгляд классического аниме-штампа - "обычная японская школьница" с равнодушными родителями и осточертевшими одноклассниками - повседневная жизнь которй внезапно тает подобно льду на раскаленном стекле.

При просмотре никак не избавиться о мысли, что Тарковский таки взялся за анимацию. Сложный для восприятия сюжет, масса философских размышлений, общая загадочность происходящего и повсеместный символизм - все это живо напоминает символ российского кино-не-для-всех. Но Тарковский никогда не снимал анимационные телесериалы и уж тем более столь разнузданный киберпанк с тотальной виртуальностью и всепроникающей сетью. Для него невозможно ТАКОЕ отношение к богу. В конце концов Тарковский далек от искреннего любования урбанистическими пейзажами без единого клочка зелени. Но ощущение удивительного сходства ритма и визуального стиля все равно не уходит, несмотря на резкие отличия в идейно-смысловом плане.

Читать далее

Эксперименты Лэйн

Работа отнимает кучу времени и сил, на заметки их остается совсем мало. Со временем это пройдет. А пока взялся пересматривать "Эксперименты Лэйн" / Serial Experiments Lain, классику философской фантастики в мультипликационной форме. Сериал очень неторопливый, задумчивый, с минимумом действия и массой символизма. Напоминающий о Тарковском - но не идейной стороной, а самим киноязыком - почти полное отсутствие действия, детальнейшая проработка видеоряда, общая загадочность происходящего, когда сначала трудно понять что происходит. И общей атмосферой задумчивого и меланхоличного спокойствия. Правда тематика совсем другая - сетевое общение, виртуальная реальность и просто современный город. И идеи более интересные и рассказаны гораздо лучше. Впрочем, о самом сериале я напишу потом, когда досмотрю все 13 "слоев" (досмотрел, рецензия здесь).

А пока хочется рассказать о открывающих титрах или опенинге. Сам не могу сказать точно почему, но они/он меня просто завораживают. И сам видеоряд и удивительная музыка, и слова. Интересно что домашние так и не смогли запомнить мелодию, хотя у меня она постоянно звучит в голове и с легкостью вспоминается во всех деталях. И очень хорошо передает настроение самого сериала - одиночество и отстраненность в самом сердце суеты современного мегаполиса.

Формально завязку можно описать как историю немного странной школьницы - малообщительной но в целом вполне нормальной вокруг которой начинают творится странные события, ей приходит электронное письмо от покончившей жизнь самоубийством одноклассницы, выясняется что многие люди видели ее двойника - и в сети и в реальной жизни, у нее начинаются видения, попав в милицию и вернувшись домой поздно ночью она обнаруживает что нет ни родителей ни сестры , комнаты пустые, постели не смяты - но утром они как ни в чем не бывало завтракают... но потом все становится гораздо интереснее.

Увы с русскими субтитрами видео не нашел. Так что перевод песни чуть ниже.

Похоже ты не понимаешь
Жаль ты казался честным человеком
И все твои драгоценные страхи
Превратятся в шепот у твоего уха
Ты знаешь что их слова могут обидеть тебя
И ты знаешь что это так важно
Но ты не чувствуешь ничего
Я падаю, я увядаю
Я потеряла все...
Я падаю, я умираю, я потеряла все
Помоги мне дышать
Я страдаю, я потеряла все
Я проигрываю
Помоги мне дышать

По ходу дела я собрал по сети коллекцию нарисованных фанатами картинок вперемешку с официальными обоями.
Serial Experiments Lain wallpaper art
Читать далее

«Темнее черного/Darker than Black»: мрачная красота

В чем основная проблема персонажей вроде Джеймса Бонда? В одномерности. Сколько бы не старались сценаристы добавить драмы и проработать психологию, человек на экране все равно полностью подчинен функции супершпиона или сверхгероя. Построить интересный внутренний сюжет про мысли и чувства практически нереально и лучше всего это заметно по отсутствию повседневной жизни. Представить Борна или Бэтмена без их статуса и возможностей не то что бы невозможно, просто будет серая скука и для зрителей, и для авторов. А вот в «Темнее черного» обыденность запоминается едва ли не сильнее всего остального. При том что остальное - это шпионский боевик с нестандартной фантастической основой, в стилистике классического нуара.

Читать далее

«Вверх (Up)»: все выше и выше

Иногда просто не верится, что все настолько хорошо. Десятилетиями делать практически идеальные мультфильмы, все время придумывая новые миры, образы, сюжеты, совершая технологические прорывы и двигая вперед анимацию в целом... Образ одинокого гения вроде Миядзаки еще более-менее привычен, но целая студия безумно талантливых людей, да еще из традиционно бездуховного Голливуда может быть только Пиксаром. Поводом же в очередной раз восславить это имя стал "Вверх" ("Up") не так давно наведший шороху в кинотеатрах.


Читать далее