Дзэн говорит:
Давайте наймем таких священных дураков
И вместе наполним колодец снегом.
«Наполнить колодец снегом» — какое интересное выражение! Если мы попытаемся наполнить колодец землей или песком, то, даже каждый раз бросая в него лишь горсть, рано или поздно мы его наполним. Однако если кто-нибудь попытается наполнить колодец снегом, он никогда не достигнет своей цели. Идеальный человек дзэн — тот святой дурак, который изо дня в день сохраняет полноту жизни и не отчаивается, даже если его усилия никогда не будут вознаграждены. Хакуин воздает хвалу такому великому дураку — как человеку, который ведет идеально нравственную жизнь дзэн.
В другой своей книжке я привожу притчу, также иллюстрирующую этот дзэнский идеал, и мне хочется ее здесь повторить.
Однажды хрупкий маленький голубь заметил в горах пожар, который уже уничтожил много квадратных миль леса. Голубь хотел как-нибудь потушить его, но что могла сделать столь нежная птичка! Хорошо сознавая свое бессилие, голубь все же не остался равнодушным. Переполненный глубоким состраданием, он стал летать между охваченной пламенем горой и дальним озером, принося на смоченных крыльях по несколько капель воды. Очень скоро силы голубя иссякли, и он замертво упал на землю, не достигнув сколь-нибудь заметного результата.
Нет сомнений, что в ходе истории человеческая культура достигла огромного прогресса, однако страдания и несчастья в мире так и не уменьшились. Бедность, недоверие, болезни и раздоры переполняют его и кажется, что им не видно конца. С давних пор сотни тысяч великих людей, которым поклонялись как святым и мудрецам, посвящали свои жизни улучшению мира, однако человеческие страдания и несчастья не прекращались. И все же снова и снова, неустанно и не ожидая благодарности эти люди пытались наполнить колодец снегом. С этого и начинается истинная жизнь дзэн, когда все мы искренне становимся великими дураками и спокойно и невозмутимо продолжаем делать все возможное, хорошо сознавая при этом, что наши усилия никогда не будут вознаграждены.
Из книги Дзэнкея Сибаямы "Цветок безмолвствует"