Глупец, спрашивающий "Как мне избежать напрасной траты двадцати четырех часов?", наверняка тратит время зря. Должно быть, он - один из тех, кто забыл о своем истинном "я", кого водит за нос бес, называемый "историей".
"Знаток, как бы нелепо он ни выглядел, никогда не бывает глупцом". Это мудрое изречение. Для таких людей как Дзёсю или Уммон, которые были полными хозяевами времени, - приходили они или уходили, сидели или лежали, - подобные вопросы звучали, должно быть, настолько ужасно, что они не могли удержаться от восклицаний: "Ты, тупица! Посмотри под ноги!". Для них не существовало времени вне их самих; для них не было времени отдельно от факта их жизни. Для них время - это то, что вообще не может быть потрачено зря. И им нельзя не позавидовать.
Национальный учитель Дайто выступил со следующей проповедью середины сезона,:
- Для нас день и ночь это то, что измеряется временем; в свою очередь, время года измеряется днями. Это то, что относится к нашему обычному пониманию. Однако если небо и земля еще не разделились и если различия еще не получили хождения, можно ли нынешний день назвать серединой сезона?
Вследствие нашего обыденного (дуалистического) понимания мы измеряем время в соответствии с некоторым произвольно взятым стандартом. Однако для того, кто, будучи хозяином времени, отбросил всякое различающее сознание и живет в Абсолютном Единстве, относительного времени не существует. Он спросит: "Как называть этот день? Какое дать ему имя?"
Истина вечной жизни не заботится о том, наступит ли новый год в январе или декабре. Такая Истина не обращает внимания на разграничения, созданные человеком, который не может не рассматривать время как особый поток, движущийся вне его самого. Во взгляде человека дзэн на время присутствует смелое превосходство, которое ничем не смутить. Его не волнует ни новый год, ни конец года, ни день ни ночь на него не распространяются.
Зачем терзать свой ум?
Взгляни на иву у реки;
Вот она, смотрит как мимо течет вода.
Дзэнский мастер Дзёсю, известный своим коаном му ("ничто"), также провозгласил:
- Двадцать четыре часа правят вами; я же полностью управляю двадцатью четырьмя часами.
Так он учил своих монахов всегда быть хозяевами времени.