Многие жалуются на превращение современных игр в голливудское кино. Большие бюджеты, роскошные спецэффекты - и полное отсутствие новых идей, сплошь переделки и продолжения, вторые, третьи и шестые части. Оригинальные игры при этом представляются чем-то еще более дорогим и загадочным, труднодоступным для освоения и понятным лишь избранным. На самом деле все совершенно не так и увлекательный, симпатичный, дружелюбный и ни на что не похожий "Липкий мир" (Goo по английски значит что-то липкое) яркий тому пример. Игра новаторская, сложно даже описать игровую механику - строительство причудливых конструкций из липких шариков в направлении загадочной трубы. Крайне увлекательное чудо - созданное автором практически в одиночку.
Самая яркая и необычная часть World of Goo - игровая механика. В начале каждого уровня у нас есть некоторое количество липких шариков. Из них можно выстраивать причудливые конструкции - создавая между отдельными шариками похожие на решетку связи. Но окончательной целью является загадочная труба - до которой и надо достроить наше чудо инженерной мысли. Именно инженерной - так как в игре действуют физические законы, и надо помнить о точках опоры, жесткости конструкции, удержании равновесия и центре тяжести. Не пошедшие в стройку шарики ползают по всей конструкции - непрерывно меняя распределение веса и вызывая сильные колебания при малейшей неустойчивости. Для каждого уровня есть норматив по сдаче свободно ползающих шариков в трубу - так что строить надо экономно. Разновидностей шариков много - одни клеятся намертво, другие можно разбирать и использовать в других местах, одним требуется быть связанными с несколькими сородичами, другим хватает и одного, есть воздушные шары - способные приподнять всех остальных вверх. "Спичечные" шарики при соприкосновении с огнем заразительно горят, а липкие бомбы запрещены международными соглашениями. Форма уровней и встающие перед игроком задачи совершенно непредсказуемы - фантазия авторов просто поражает. Здесь и полеты на воздушных шарах и спешное достраивание подожженной снизу башни и балансировка во вращающихся машинах и выстраивание моста из воздушных шаров над ветряной мельницей под ураганным ветром. Практически каждый уровень вынуждает думать иначе - однотипных задач нет.
Художественный стиль тоже держит марку. Игра двухмерная и не требует сверхмощной видеокарты, но благодаря отличной работе художника выглядит гораздо красивее многих технологических гигантов. В каждом эпизоде меняется художественный стиль и каждый уровень имеет свою собственную зрительную изюминку. Музыка и внутриигровые звуки просто великолепны - заглавная мелодия запоминается навсегда. Игра очень дружелюбна: автоматически сохраняется после каждого уровня, дает возможность отмотать назад неудачные ходы и даже пропустить никак не дающийся уровень (хотя лучше посмотреть видеопрохождение на ютьюбе). Сплошное удовольствие - и наука многим гораздо более крупным и опытным игростроителям - разрабатывающим как коммерческие блокбастеры, так и ни на что не похожий артхаус, часто отпугивающий именно высокомерием и неудобством.
И самое любопытное - у игры нестандартный и глубокий сюжет. В крайне авторском смысле слова - скорее рассуждения о современном мире, нежели истории про то, как ваня полюбил машу, убил дракона и спас мир. История подается в разбросанных по уровням вывесках с посланиями от "художника, рисующего вывески", оформлении самих уровней и ассоциациями, которые вызsвают игровые задачи. Долгий поиск пропавшего источника энергии - которым оказывается красота, стремление выбраться на волю - с финальным полетом в закат на куче воздушных шариков, подозрительно напоминающий одновременно и гугл и винды суперкомпьютер с двумя вариантами ответа на решающий вопрос "Да" или "Хорошо" и многое другое. В итоге безликие, вечно суетливые и забавно мурчащие липке шарики оказываются симпатичнее многих вымышленных рыцарей (пусть и джедаев) и принцев, не говоря уже о драконах. И такому эффекту может только позавидовать большинство современных художников - куда уж там синекожим кошколюдям... Учитывая, что сделавшая World of Goo студия 2D Boy состоит всего из двух человек.
Игры - это искусство. Факт.
Прохождение пары уровней World of Goo на видео
Покупать такие игры у нас не принято, даже гугл по запросу "купить World of Goo" первой ссылкой выдает статью о "9 из 10 игроков не заплатили денег разработчикам ..." и далее щедро перемежает выдачу предложениями скачать бесплатно, тем не менее желающим поддержать авторов можно
- заказать диск на Озоне с замечательным переводом "Корпорации Гуу"
- купить оригинальную версию на Стиме или сайте разработчиков
Или тупо скачать с торрентов русскую или английскую версию, лишив авторов их трудовых копеек и средства на создание новых игр