История Minecraft напоминает сказку. Шведский програмист Маркус "Нотч" Перссон в одиночку создал ни на что не похожую игру, принесшую автору 4 миллиона долларов еще до завершения разработки. Графика устарела на 20 лет, игра недружелюбна к новичкам, без чтения документации не обойтись, большую часть времени приходится натурально копать землю... как? Minecraft - это игра-песочница, с практически неограниченной свободой творчества и элементами зомби-ужастика.
Суть игры очень сложно описать словами и еще сложнее обьяснить, почему миллионы людей проводят бессонные ночи, добывая руду и камень в виртуальных подземельях. Minecraft - это своеобразный симулятор робинзона. Начав новую игру вы попадаете в случайно сгенерированный мир. Вид от первого лица, перемещение по WASD, возможность нападать на бродящих по окрестностям коров и свиней, открывающийся по i инвентарь - начало напоминает ролевые игры вроде Oblivion или WoW. Вот только никто не предлагает спасти мир, победить темного властелина или хотя бы прирезать десяток-другой монстров за пару золотых. Никаких квестодателей с желтыми восклицательными знаками, скриптовых сцен или видеороликов - лишь неизведанные просторы вокруг и медленно ползущее по небосводу солнце. Полезные предметы не подсвечиваются, всплывающих подсказок нет. Можно идти куда душе угодно, залезать на горы, переплывать реки и моря, бродить по долинам и подземельям... мир бесконечен в прямом смысле слова, новые области генерятся случайным образом, ограниченные лишь обьемом памяти вашего компьютера. Рай для исследователя - все десять минут дневного времени. Потом появляются кровожадные монстры, моментально съедающие неопытного новичка. Что же делать?
Следовать примеру Робизона Крузо. Minecraft предоставляет уникальные, практически неограниченные возможности освоения незнакомого мира. Нам нужно жилье, еда и разнообразные инструменты, включая оружие и доспехи - все это придется делать с нуля. У игрока нет ничего, кроме собственных рук и девственно пустого инвентаря. Чтобы что-то сделать нужны материалы - голыми руками можно добыть лишь землю и дерево, благо делается это очень просто. Землю найти не сложно, достаточно взглянуть под ноги. Зажимаем левую кнопку мыши и начинаем копать. Весь окружающий мир состоит из кубиков разного типа, выкопанный куб земли автоматически перемещается на панель быстрого доступа (нижний ряд клеток в инвентаре). Несколько кубов земли уже позволяют что-то построить. Что именно? Все что угодно. Строительство идет по принципу детского конструктора - собираем произвольные конструкции из кубиков. Выбираем нужный слот на панели быстрого доступа и начинаем ставить кубики кликами правой кнопки мыши. Монстры не в состоянии перебраться через стену в два куба высотой, так что простенькая землянка позволит пережить ночь. Возможности строительства и раскопок ограничены только вашей фантазией, весь окружающий мир разрушаем, гору можно срыть, озеро засыпать, в любом месте прорыть шахту, сложить из кубиков хоть средневековый замок, хоть вавилонскую башню, хоть подземную крепость. Но прежде всего надо обзавестись инструментами.
Простейшие инструменты делаются из дерева, добытого тем же способом из стволов деревьев. В инвентаре имеется панель ремесла - где кубик дерева превращается в четыре куба досок. Ремесленная система необычна - никакого списка рецептов и многократного кликания на одну и ту же кнопку. Предметы изготавливаются путем выкладывания разнообразных фигур на панели ремесла и комбинации разных материалов. Для начала надо изготовить верстак, квадрат из четырех кубов досок. Установив его на землю (в безопасном месте, вроде той же землянки), мы получаем расширенную панель 3х3. И приступаем к работе. Вертикальная полоса из двух досок дает палку. Вертикальная полоса из двух палок с различными сочетаниями досок сверху дает деревянную лопату, кирку, топор и меч - резко ускорящие соответствующие виды деятельности. Прежде всего делаем кирку и начинаем добывать камень, из которого делаем каменные варианты вышеперечисленных инструментов. Выложенные прямоугольником 2х3 доски дают дверь, которую не смогут открыть монстры. Всего в игре почти сотня рецептов, которые можно найти на соответствующих сайтах или самостоятельными экспериментами. Каждый предмет имеет свой запас прочности, тратящийся при использовании, так что стоит позаботиться о запасах.
Остальные материалы надо сначала найти. Важнее всего уголь, из которого делаются факелы (палка + кусок угля = 4 факела), единственный рукотворный источник света в игре. На всех темных участках в определенном радиусе от игрока непрерывно появляются случайные монстры. Понемногу, не очень быстро, но они бесконечны и появляются везде - даже в темных комнатах собственного дома. Сражаться с ними бесполезно, так как броня и оружие имеют ограниченный запас прочности, разрушаются навсегда, хорошие материалы не так-то просто найти, а с убитых монстров почти ничего полезного не добудешь. Жизни восстанавливаются поеданием еды, которую надо сначала добыть, а потом приготовить. Положение облегчает только то, что зомби и скелеты сгорают в солнечных лучах, а все остальные исчезают, если отойти на пару километров и вернуться обратно. Но более-менее безопасная жизнь возможна только в надежно огороженном и хорошо освещенном помещении. Первую ночь (7 минут реального времени) проводишь в тесной и темной землянке, нервно прислушиваясь к рычанию за стенами и вспоминая все зомби-фильмы разом, после чего начинаешь с удвоенной энергией искать уголь. Месторождения угля встречаются среди скал, отличаясь от обычного камня внешним видом, для добычи необходима кирка.
С факелам можно строить нормальный дом. Его внешний вид зависит только от вашей фантазии - можно сделать деревянный домик с хорошо освещенным забором, выкопать обширное подземелье с несколькими замаскированными выходами, построить высокую башню и лениво разглядывать бегающих по окрестностям пауков и скелетов. Из камней строится печка, в которой можно вплавить стекло для окон (дрова + песок), железо (дрова + железная руда), пожарить мясо и испечь хлеб. Из досок можно сделать просторные сундуки, для всего нажитого непосильным трудом, вокруг дома посадить деревья (саженцы выпадают из веток) и цветы. По тому же принципу делаются самые разные предметы - в ведре из металла носится вода для бассейна или водопада (осторожнее, можно затопить очень большие пространства), из кальция и железа делается зажигалка, из досок - лодка. С убитых коров выпадают шкуры, из которых делаются простейшие доспехи, для более прочных нужно железо или алмазы. Можно сделать книжные полки, лестницы, камин, рельсы с ездящей по ним вагонеткой, нажимные кнопки и реагирующие на давление плиты (с добавлением динамита превращающиеся в противопехотные мины). Самый редкий минерал "краснокамень" позволяет создавать электрические цепи, требующие знания булевой логики. Особо ярые фанаты даже собрали из них простенький 16-битный компьютер. Народ строит американские горки, хрустальные замки в небесах, гномские крепости, готические соборы, египетские пирамиды и подводные стадионы со стеклянным куполом. Редкие минералы не найти на поверхности, придется копать шахты или лазить по естественным пещерам (на которые можно запросто наткнуться в процессе раскопок). Началом первой шахты запросто послужит подвал собственного дома - в этой игре можно все перестроить по собственному желанию. Не стоит забывать, что в неисследованных шахтах царит вечная ночь, так что сражения с монстрами неизбежны. Есть сельское хозяйство - можно выращивать пшеницу, бамбук, кактусы, надо только заранее позаботится о грамотном освещении и орошении (с помощью факелов устраиваются подземные фермы).
Все вышеперечисленное вовсе не обязательно делать в одиночку. Minecraft поддерживает сетевой режим, в котором совместными усилиями строятся целые города. Больше не расскажу, так как банально не успел попробовать.
На первый взгляд Minecraft кажется очередным инди-проектом, с необычной механикой и примитивной графикой. Но со временем замечаешь много неординарных решений - как технических, так и дизайнерских:
- я впервые вижу полностью разрушаемый и перестраиваемый трехмерный мир. Были игры с разрушаемыми зданиями, с изменением ландшафта, с ограниченными возможностями строительства, но все это и рядом не стояло со свободой Minecraft.
- эта первая игра на моей памяти, где случайно генерится качественный и разнообразный трехмерный мир. До сих пор случайно генерились лишь ограниченные по размеру и крайне примитивные двухмерные уровни в играх вроде Diablo. А попытки сделать трехмерную генерацию, в том же Hellgate, заканчивались полным провалом - генерилось уродливое убожество. А движок Minecraft с легкостью создает неограниченное количество красивых и разнообразных ландшафтов.
- очень простой интерфейс для очень сложных действий. Сложнейшие трехмерные обьекты создаются с помощью двух кнопок мыши.
- художественный стиль. Простота графического движка умело замаскирована "8-битным" стилем, пиксельной графикой времен Super Mario, широко использующейся современными художниками. Я знаю только один схожий случай, World of Warcraft, но возможности Blizzard и программиста-одиночки несравнимы.
А ведь это всего-лишь альфа версия в активной разработке, с массой недоделок. Можно сделать удочки, но рыбалка не сделана, использовав на корове ведро получаешь бесполезное молоко... Всего через пару недель выходит очередное обновление - с разнообразными климатическим зонами, новыми монстрами, предметами, сельскохозяйственными растениями, изменением игровой механики , "адским измерением" с особо страшными чудовищами и ускоренным перемещением по реальному миру.
Полезные ссылки
- русскоязычная Minecraft-википедия
Любопытные видео Minecraft на youtube:
- стеклянная башня-небоскреб в индустриальном стиле
- исследование полного монстров подземелья с комментарием на немецком
- ферма-небоскреб по выращиванию бамбука с системой автономного орошения
- тест генератора случайных ланшафтов, десять минут полета, все разное и симпатичное
- американские горки в Minecraft
- поездка по скоростной железной дороге в Minecraft
- модель земли (сделана в мирной classic-версии Minecraft, без монстров)
This game is so popular these days for some reason. I tried to play it but I didn't understand what to do at all : (.
It is very interesting. Huge freedom of creation and exploring.
Here is a good tutorial
http://www.diygamer.com/2010/09/minecraft-starter-guide-extra-survival-tips/
And minecraft wiki helps very much too
http://www.minecraftwiki.net/wiki/Main_Page
And than you can create something like that
http://www.youtube.com/watch?v=NaRc8OVx1yQ
or that
http://www.youtube.com/watch?v=NaRc8OVx1yQ
or that
http://www.youtube.com/watch?v=asImTDkPWKA
))
необычно)