Про хроническую усталость

Одна из самых больших и широко распространенных (смелые обобщения - это художественный прием для повышения выразительности текста, а не то что вы подумали) ошибок в оценке человеческих и прежде всего собственных сил - это предположение о том, что человек всегда будет работать в одном и том же темпе или даже наращивать его со временем. В реальности же природа любит циклы и колебания. Не исключено, что по мере развития робототехники и генной инженерии их полюбят и творения наших рук - но пока люди очень сильно отличаются от машин и станков именно нелинейностью своего поведения. Проще говоря, человеку свойственно уставать, впадать в депрессию и разочаровываться в смысле жизни. Причем процесс этот, судя по имеющимся психологическим данным, практически неизбежен - проще говоря планируя какие-то великие хотя бы для вас самих дела надо всегда выделять время на отдых, восстановление сил и любви к жизни. Попытка заставить себя работать много, еще больше, силой воли подавить лень и усталость может привести массе хорошо изученных - и знание это не самое радостное - явлений вроде синдрома хронической усталости.


Собственно я его и словил - ощущения весьма своеобразные и мало похожие на все знакомое ранее (искренне не завидую людям, которые хватают такое дело не раз или живут в нем всю жизнь). В теории все просто - постоянная, непрерывная усталость, которая проходит даже при достаточно длинном (вроде недели майских праздников) отдыхе, полное отсутствие всяческих желаний и исчезающий в неизвестном направлении смысл жизни. Лечение этой напасти банально - длительный отдых в полном покое, вот только такой отдых не все могут себе позволить и тем более совместить с великим планами. Я к счастью могу (промолчу про великие планы), но гораздо лучше не допускать такой дряни заранее и помнить, что в план по захвату мира надо обязательно включать время на восстановление сил. Я тут что-то про политику начал активно писать, так что в рамках общей вредности впихну Сталина и в эту запись (цитата взята из книги Глеба Архангельского Тайм-драйв):

пытом планирования режима сна делится маршал Василевский. «…В особо напряженные дни Сталин не раз говорил ответственным работникам Генштаба, что мы обязаны изыскивать в сутки для себя и для своих подчиненных как минимум пять-шесть часов для отдыха, иначе, подчеркивал он, плодотворной работы получиться не может. В октябрьские дни битвы за Москву Сталин сам установил для меня отдых от 4 до 10 часов утра и проверял, выполняется ли это его требование. Случаи нарушения вызывали крайне серьезные и в высшей степени неприятные для меня разговоры. Напряженнейшая работа, а порой и неумение организовать свое время, стремление взять на себя выполнение многих обязанностей зачастую заставляли ответственных работников забывать о сне. А это тоже не могло не сказаться на их работоспособности, а значит, и на деле.

Иногда, возвратившись около четырех часов утра от Сталина, я, чтобы реализовать принятые в Ставке решения, обязан был дать исполнителям или фронтам необходимые указания. Порою это затягивалось далеко за четыре часа. Приходилось идти на хитрость. Я оставлял у кремлевского телефона за письменным столом адъютанта старшего лейтенанта А.И.Гриненко. На звонок Сталина он обязан был докладывать, что я до десяти часов отдыхаю. Как правило, в ответ слышалось: «Хорошо».

(Василевский A.M. Дело всей жизни. В 2 кн. Кн. 1. — М.: Политиздат, 1988.)


Добавить комментарий