Размышления у книжной полки. Макс Фрай.

Недавно я вновь попытался разобраться с необьятными завалами книг, угрожающими выселить меня из квартиры. Вечно они скапливаются повсюду, собираются в стопки, угрожающе нависают над невинными людьми, плодятся с удивительной скоростью и естественно делают вид что ни в чем не виноваты. И в этот раз я решил выделить наконец отдельную полку особо важными и памятным книгам. Процесс отбора навеял массу воспоминаний-размышлений - коими и решил поделиться.

Почти треть полки нахально заняли книжки Макса Фрая, всегда отличавшиеся бойким характером. Они постоянно ходят в гости к нашим друзьям и родственникам, совершают длительные вояжи в другие города и страны - одна например вернулась через год. Многие навсегда уезжают в неизвестном направлении, вызывая вопросы типа "Я же недавно покупала "Чужака" в третий раз и где он?" (прямо сейчас посмотрел, его опять нет). Полное собрание сочинений было закуплено еще в знаменитой в те времена (из нее пошла Семенова с Волкодавом, Лазарчук, Логинов, Успенский и множество других громких имен) фантастической серии Азбуки, с коричневыми обложками, нелепыми рисунками и аннотациями про "подвыпивших колдунов". От него не осталось ни одной книги, несмотря на неоднократные докупки зачитанных томов. Более позднее ярко-желтое издание тоже потеряло немало бойцов, сомневаюсь, что хоть одна книга не покупалась во второй-третий раз взамен ушедшим на поиски приключений. Часть уже в более темной и оранжевой одежке Амфоры. Позже они обрели родовое имя "Лабиринты Ехо" и толпу младших сородичей, но тогда были просто "книжками Макса Фрая".

Макс Фрай обложка второго издания Наваждений

Славные были времена. Уже и не припомню, кто дал почитать странную книжку малоизвестного, молодого и талантливого автора. Была она не первой в серии - но никаких проблем столь стремительное погружение в незнакомый мир не вызвало. Выныривать уже не захотелось, так что я отрастил плавники с жабрами и навсегда остался в загадочном и прекрасном подбуквенном мире. Благо не в одиночестве, увлечение Фраем в те времена было массовым. Не поголовным - но множество взрослых и солидных людей закупали всю серию из десятка книг, чтобы спокойно перечитывать, не дожидаясь очереди. А потом пугали домочадцев, коллег и попутчиков в транспорте внезапными взрывами хохота и ненормально счастливыми глазами. Многие книжки читались раз по десять, выучивались наизусть. Первоначальное безумие со временем прошло - но они и сейчас вспоминаются с теплотой и периодически читаются с неменьшим, но более спокойным удовольствием.

Причины столь сильного увлечения вряд ли можно обьяснить разумно и логично. Да и автор не особо уважает рациональные построения. Его мир строится на чувствах, ощущениях и чудесах - и он сам в него влюблен. А как известно невозможно любить за что-то, любить можно только просто так. Бесстрастный и детальный литературоведческий или еще как-то умно названный анализ не принесет осмысленных результатов. Скорее всего в книгах воплотилась городская мечта тех нищих и неспокойных времен послереформенной разрухи. Ехо - крупнейший город очень богатого, древнего и спокойного мира. Здесь любой бродяга может пообедать в лучшем ресторане за счет короля. Благодаря развитой магиии люди живут лет триста и давно забыли о болезнях и физических недостатках, те же очки не более чем дань моде. Нет войн - ибо самое многочисленное войско легко забарывается полюдюжиной старших магистров за пару дней, требующихся в основном на сборы и дорогу. Нетехнологический путь развития выражается вовсе не в грязном, невежественном и бедном средневековье, а в альтернативной, но ничуть не уступающей нашему миру магической цивилизации. Вместо электрических лампочек - светящиеся грибы, вместо автомобилей - амобилеры с магическими кристаллами, вместо самолетов для богатых и торопливых - тайные пути. Стиральные машины и холодильники заменяет доступная любому ребенку магия. На улицах нет смога, вода и земля не загажена отходами, стандартная спальня напоминает по размеру спортивный зал, и само собой даже самые бедные горожане имеют не меньше шести бассейнов для омовения с водой разной температуры и аромата. Автор явно хлебнул выживания в городских джунглях по полной программе и хорошо понимал чаяния сотоварищей по несчастью.

Естественно без проблем не обошлось. Полторы сотни лет назад, в построенной над мощнейшим источником магической энергии, Сердце Мира, столице Соединенного Королевсва обитало множество магов, обьединявшихся в Ордена самой разнообразной направленности. Исповедовали они либеральную философия "что хочу, то и ворочу, после меня хоть потоп, сильный всегда прав". И в итоге умудрились почти полностью истощить магические силы мира, поставив его на грань экологической катастрофы. Самые здравомыслящие обьединились вокруг короля (тоже непростого парня) и исповедовавшего наиболее сдержанную идеологию Ордена Семилистника - и ввели жесткое природо-маго-охранное законодательство. В последовавшей войне за права человека наиболее активные защитники вседозволенности погибли, остальные отправились в тюрьму Холоми, в уютных скорее номерах чем камерах которой обрели возможность отдыхать от магии ближайшие столетия. Остальные стали употреблять мощную магию либо в специально изолирированных помещениях - либо в критических случаях, по особым разрешениям. Без ограничений остались лишь младшие ступени, доступные любому горожанину - на кухне прибраться, мгновенно очистить запачканные пеленки, вылечить мелкие болячки и сварить национальный напиток камру - всего-то вторая ступень черной магии. Наступил тоталитаризм, мир, спокойствие и процветание. Разве что желая выругаться или напугать детей люди поминали "грешных магистров". Но само собой не обошлось без диссидентов - ибо многие магистры мятежных орденов успели сбежать или затаиться. Кроме того, энергия Сердца Мира привлекала изрядное количество разнообразной нечисти. Для борьбы с подобными радостями и был создан Тайный Сыск, предложение о работе в котором вместе с видом на жительство было сделано нашему соотечественнику Максу прямо во сне.

И он не раздумывая отправился в самую необычную эмиграцию. Навстречу новой работе, жизни, миру и друзьям вкупе с чудесами. Несложно догадаться что все вышеописанное свалилось на его грешную голову просто в невероятных количествах. И прежде всего друзья. Лабиринты - из тех редких и крайне ценных книг, в которых замечательно описана настоящая, крепкая дружба. Таких мало и в литературе в целом, что уж говорить о фантастике, из которой сходу вспоминалась лишь "Королева Солнца" Андре Нортон и весь ее цикл про космических торговцев. В отличие от любви или ненависти, дружба редко играет значительную роль в искусстве - потому что ее очень сложно интересно изображать. Повествование требует конфликта - а как его можно сочетать с улаживанием любых ссор и готовностью всегда помочь другу? Разве что сделать основной темой войну и - вновь - ненависть ко врагу. Собственно весь цикл и распадается на множество небольших повестей с необязательным расследованием очередной сверхестественно гадости - и бесконечными беседами, шутками, посещениями местных трактиров и прогулками по городу. Как говорили в свое время поклонники - устроить ролевую игру можно просто собравшись в кафе.

На самом деле все еще проще - достаточно жить. Автор не раз говорил, что описывает события, произошедшие в нашем мире, просто конвертируя их в формат другой реальности, для более удобного восприятия. Как пересохраняем в более удобном виде картинку. Но осознание столь простой истины приходило очень медленно. Много лет я был твердо уверен, что Ехо с его мостовыми из разноцветного камня, прохладным ветером с Хурона, архивом из птиц-буривухов с абсолютной памятью и ехидным взглядом Джуффина Халли, начальника Тайного Сыска его Величества, а в прошлом лучшего убийцы Смутных Времен - существует на самом деле. Собственно и сейчас так думаю - просто понимаю, что это ничуть не противоречит повседневной жизни, а противопоставление "настоящего" и "вымыслов" скорее говорит о косности мышления. Книги о том - что и чудеса и друзей и прекрасный город с неверочятными прикючениями надо видеть в своей собственной жизни. А если не получается - бежать из такого существования с не меньшей решимостью нежели сэр Макс.

Однажды я заметил весьма интересный факт. Книги Макса Фрая взахлеб читаются людьми несчастными, имеющими массу проблем в жизни - а вот счастливые нередко не могут понять причину шумихи. Разобравшись с основными проблемами своей жизни я и сам охладел к циклу, продолжая вспомнать его с неизменной теплотой. Способность облегчать человеческие страдания бесценна сама по себе - и она же ключ ко всему остальному, к заветной двери, за которой кроется выход из скучной и несчастливой жизни. Автор явно искал его сам и найдя, поделился с остальными. Образ ключа и его распорядителя не раз повторяется в дальнейшем творчестве (тот же "Ключ из желтого металла" или Франк из "Энциклопедии мифов"), это важно. Ибо даже теоретическое понимание того, что именно художественные образы ведут людей вперед и вытаскивают из самых замысловатых передряг, встречается крайне редко, а уж таинственная и чудесная способность их создавать, вкупе с неистощимым трудолюбием - и того реже.

И это такое чудо - что остальное совершенно не важно. При желании можно придраться к языку, частому повторению слова "задница", множно приволочь томик по психологии и долго и вдумчиво рассказывать про схематичность персонажей. Вспомнив азы маркетинга и мрачные истории про литературных негров - обличать превращение популярного имени в целый издательский проект, жаловаться на необходимость выискивать книжки собственно фрая в целой груде очень похожих обложек, и временами обнаруживать под ними Линор Горалик или еще кого-то. Можно, но не нужно. Если возникает такое желание - лучше читать что-то другое. Пока сэр Макс открывает дверь в чудо еще одному счастливцу.

В электронном виде книги Фрая можно купить на Литресе, в бумажном - на Озоне.

Макс Фрай обложка первого издания Мой Рагнарек
Макс Фрай обложка первого издания Мой Рагнарек
Макс Фрай обложка второго издания Наваждений
Макс Фрай обложка второго издания Наваждений


Комментарии

Размышления у книжной полки. Макс Фрай. — 1 комментарий

  1. "...и чудеса и друзей и прекрасный город с неверочятными прикючениями надо видеть в своей собственной жизни..."
    Создавать самому. :smile: Как в "Мосте в Терабитию".

    "Наверное, каждый ребенок мечтает о том, чтобы мир вокруг был волшебным. Но с годами у большинства людей детская вера в чудеса сменяется взрослым прагматизмом. С Хаяо Миядзаки, похоже, всё происходило в обратной последовательности. (...) Будучи ребенком, Хаяо Миядзаки не видел способа сделать людей счастливее, и поэтому он говорит о своем детстве не иначе, как о времени жалком и позорном...

    Первый возможный вариант изменения мира к лучшему (...) был исхожен многими людьми и, по всей вероятности, не скоро должен был привести в светлое будущее... И тогда Миядзаки нашел свою собственную дорогу."
    http://www.nekoi.ru/index.php?level_1=encyclopedia&level_2=encyclopedia_person&level_3=person_miyadzaki

Добавить комментарий