Дзэн, время и тайм-менеджмент

Глупец, спрашивающий "Как мне избежать напрасной траты двадцати четырех часов?", наверняка тратит время зря. Должно быть, он - один из тех, кто забыл о своем истинном "я", кого водит за нос бес, называемый "историей".

"Знаток, как бы нелепо он ни выглядел, никогда не бывает глупцом". Это мудрое изречение. Для таких людей как Дзёсю или Уммон, которые были полными хозяевами времени, - приходили они или уходили, сидели или лежали, - подобные вопросы звучали, должно быть, настолько ужасно, что они не могли удержаться от восклицаний: "Ты, тупица! Посмотри под ноги!". Для них не существовало времени вне их самих; для них не было времени отдельно от факта их жизни. Для них время - это то, что вообще не может быть потрачено зря. И им нельзя не позавидовать.
Читать далее

Бриллиант в руке

Есть такая дзэнская фраза: "В твоей руке - сверкающий бриллиант". Интересно, что в Японии мы часто можем увидеть ее на свитках, вывешенных в комнатах для чайных церемоний. Буквально эта фраза означает следующее: драгоценный камень, который каждый так высоко ценит и настойчиво ищет, на самом деле находится в руке того, кто его ищет. Или можно сказать, что истинная и бесценная драгоценность на самом деле не похожа на алмазы и жемчуга, которые можно найти где-либо. Вы рождены с ней и она - в ваших руках.

Из книги "Цветок безмолвствует. Очерки Дзэн" Дзенкея Сибаямы (бумажная на озоне)

Что такое будда?

Один монах спросил мастера дзэн Сая из Унго:

- Что есть будда?
- Кто есть ты? - ответил мастер.

Его иронический ответ означал: "Ты, который только что спросил меня, что есть будда, и есть сам будда, разве не так?" Унго увидел будду в действительном я монаха.
Читать далее

Бог, творчество и дзэн

Согласно христианскому учению, всё сущее в при­роде было сотворено Богом или дано Им. В этом заключена идея совершенной отдачи. Но если вы считаете, что Бог сотворил человека и что вы как-то отделены от Него, то вы можете склониться к мысли, что вы сами наделены способностью со­здавать нечто отдельное, нечто, не данное Им. Например, мы создаём самолёты и автострады. И когда мы повторяем: «Я создаю, я создаю, я со­здаю», то вскоре забываем, кто же оно это «я», создающее различные вещи; мы вскоре забываем о Боге. Это опасность, таящаяся в человеческой культуре. На самом деле, созидать с помощью «большого я»— значит давать; мы не можем сози­дать и присваивать себе созданное, так как всё создано, сотворено Богом. Об этом нельзя за­бывать. Но поскольку мы всё-таки забываем, кто произвёл творение и причину этого творения, то привязываемся к ценности с точки зрения мате­риальной или денежной. А она ничто в сравнении с абсолютной ценностью — ценностью творения Божьего. Даже если что-то и не представляет собой материальной или относительной ценности для нашего «маленького я», оно само по себе имеет абсолютную ценность. Быть непривязанным к чему-то — значит понимать его абсолютную, ис­тинную ценность. Всё, что вы делаете, должно быть основано на таком понимании, а не на матери­альных или эгоцентричных представлениях о цен­ности. Тогда всё, что вы делаете, — это подлинное даяние, это дана праджня парамита.

Из книги Сюнрю Судзуки Сознание Дзэн, сознание начинающего

Где я могу войти в дзэн?

Однажды молодой монах но имени Кёсё пришел учиться к мастеру дзэн Гэнся (831—908). Он сказал:

- Я прибыл сюда в поисках истины. Где я могу войти в дзэн?

Мастер Гэнся спросил его:

- Ты слышишь журчание горного ручья?

- Да, мастер, я его слышу, — согласился Кёсё.

- Здесь и входи в дзэн! — был ответ мастера. Спустя какое-то время мирянин Кё, изучавший дзэн, рассказал эту историю мастеру Ану из Сэнгана и спросил его:

- Поскольку на вопрос Гэнся о журчании горного ручья Кёсё ответил, что он слышит его, Гэнся и посоветовал войти в дзэн оттуда. Однако если бы Кёсё сказал, что он его не слышит, каковы были бы дальнейшие указания мастера? Ан внезапно выкрикнул:

- Господин Кё!

- Да, мастер, — ответил Кё.

- Входи в дзэн оттуда

Из книги "Цветок безмолвствует. Очерки Дзэн" Дзенкея Сибаямы (бумажная на озоне)

Маленькая лампа

Ученый монах, слывший хорошим толкователем сутр, пришел однажды к мастеру дзэн Энкану. Энкан спросил посетителя:

— Какую сутру вы предпочитаете толковать?

— Я люблю толковать сутру Кэгон, — ответил монах.

— Сколько миров Дхармы упоминается в сутре Кэгон?

— В ней говорится о четырех мирах Дхармы, — с воодушевлением ответил ученый монах и начал красноречиво рассуждать о философии школы кэгон. Энкан молча слушал. Когда ученый монах закончил свою речь, Энкан поднял веер, который был у него в руке, и спросил:

— К какому из миров Дхармы относится это? Ученый монах не нашел, что ответить. Тогда Энкан заключил:

— Получается, что ваше знание бесполезно, не так ли? Оно подобно маленькой лампе, зажженной при сияющем солнце. Свет от нее совсем не виден.

Из книги "Цветок безмолвствует. Очерки Дзэн" Дзенкея Сибаямы (бумажная на озоне)

Дзен, экстаз и Дайсэцу Судзуки

В Японии передаются два вида дзадзэн. В одном случае дзадзэн понимается как экстаз. В другом – как повседневная жизнь.

Основное понятие буддизма состоит в том, что субъект и объект – это одно. Значение этого положения зависит от того, как вы объясняете самадхи единства – или как психологическое состояние экстаза, которое мистическим образом переходит границы “повседневного ума”, или вы в действительности практикуете его в своей повседневной жизни. Те, кто придерживается первого взгляда, часто выражают самадхи единства при помощи искусства и литературы. Восприимчивому зрителю или читателю даётся возможность уловить проблеск экстаза. Дзэн, представленный миру Д. Т. Судзуки и другими писателями, – этого рода. Однако дзадзэн, переданный от Догэна-дзэндзи мастеру Саваки-роси, представляет собой действительное основание религиозной жизни. Это практика непрерывного осознавания в самой середине заблуждения без привязанности к заблуждению или просветлению. Как говорил Синран: “Хотя совсем не знаю, попаду я в ад или на небеса при помощи нэнбуцу, я просто практикую его”. Это дзадзэн, в котором вам нет надобности думать о том, попадёте ли вы на небеса или будете просветлены. Религиозная практика не есть нечто такое, из чего делают зрелище; это не просто форма интеллектуального понимания. Это “я”, которое ревностно превращает себя в “Я”. В жизни бывают дождливые дни, ветреные дни и бурные дни; но что бы ни произошло, просто найдите свою опору в дзадзэн.

Из книги Учение дзен Бездомного Кодо

Быть собой

Я всегда действую неосторожно, несмотря на то что болезненно нервничаю и беспокоюсь по всякому поводу. В середине какой-нибудь торжественной церемонии я бываю чрезвычайно застенчив и так смущён, что оказываюсь в очень неприятном положении, после чего чувствую стыд и раскаяние. Но с самого детства я был столь чувствителен, что в целях самозащиты кончил тем, что утвердился в устойчивой мысли: “Что бы ни случилось, я – это я”. Пока я буду думать о том, чтобы поддерживать свой воображаемый образ и избегнуть стыда, я не смогу обрести равновесие. Застенчивый застенчив. Беззаботный беззаботен. С этим ничего не поделаешь. В конечном счёте прочность состояния “что бы ни случилось, я – это я” – это дзадзэн как религия. Даже если мы не становимся утончёнными и элегантными наподобие эксперта кэндо, мастера но, мастера чайной церемонии, это не важно, не так ли? Даже если мы идем по жизненному пути, шатаясь, подобно малышу, или тащимся, подобно старику, до тех пор, пока мы продолжаем практику дзадзэн, – всё в порядке.

Из книги Учение дзен Бездомного Кодо

Дзэн и вера

Саваки-роси:

Кто-то однажды сказал: “Когда я слушаю ваши проповеди, моя вера остывает”. Я намеренно стараюсь охладить веру таких людей, как этот, потому что вера подобного рода – просто суеверие. Другой человек как-то сказал: “Хотя я слушаю ваши проповеди, я не могу поверить тому, что вы говорите”. Иными словами, он не был порабощён суеверием.

Читать далее

Родиться человеком...

Родиться человеком – редкая возможность, нечто такое, за что нужно быть благодарным. Но рождение человеком бесполезно, если вы проводите свою жизнь в больнице для умалишённых. Оно бесполезно, если вас тревожит отсутствие денег. Оно бесполезно, если вы становитесь невротиком из-за того, что не можете получить престижную работу. Оно бесполезно, если вы плачете из-за того, что потеряли подружку.

Из книги Учение дзен Бездомного Кодо

Дзен и карма

Саваки-роси:

Беседуя о Луне, мы иногда говорим, что она выглядит счастливой; иногда мы утверждаем, что она кажется печальной; иногда, глядя на неё, мы с удовольствием пьём сакэ. Каждая Луна, которую видит человек, соответствует его карме; и ни одна из этих Лун не является реальной.

Утияма-роси:

То, что Луна соответствует карме человека, означает, что наше видение Луны обусловлено нашими предыдущими действиями.

Есть учёные и инженеры, которые смотрят на Луну со своей неполной и обусловленной точки зрения; они думают: «Как нам обеспечить мягкую посадку на Луне ракеты с человеком на борту?» Существуют геологи, которые смотрят на Луну со своей обусловленной точки зрения; их интересует вопрос: «Что за горные породы там существуют?» Луна кажется счастливой человеку, который осуществил свои ожидания; она выглядит печальной для человека, утратившего надежду. Для пьяницы она похожа на салат к сакэ.
Читать далее

Дзен и беседы

Как-то жили два близких друга, Тёкэй и Хосруку. Они беседовали о пути Бодхисаттвы, и Тёкэй сказал:
- Даже если у Архата будут недобрые желания, то всё-таки у Татхагаты (Будды) не найдётся разных слов. Я имею в виду, что у Татхагаты есть слова, но у него нет двойственных слов.

Хосруку ответил:
- Хоть ты так и говоришь, твоё толкование несовершенно.

Тёкэй спросил друга:
- А как ты понимаешь слова Татхагаты?

Хосруку ответил:
- Мы уже достаточно пообсуждали – давай-ка выпьем чаю.

Хофуку ничего не ответил своему другу, ибо невозможно дать словесное объяснение нашему образу действия. Тем не менее эти два близких друга считали обсуждение пути Бодхисаттвы частью своей практики, хотя у них и в мыслях не было искать новое толкование. Поэтому Хофуку и ответил: «Обсуждение закончилось. Давай-ка выпьем чаю!»    

Это очень хороший ответ, не правда ли? То же самое и с моей беседой – когда я кончу говорить, вы кончите слушать. Нет необходимости пытаться запомнить, что я сказал; нет необходимости пытаться понять сказанное. Вы понимаете, что я говорю; полное понимание имеется в вас самих. Тут нет проблемы.

Из книги Сюнрю Судзуки Сознание дзен, сознание начинающего

Про оскорбления

Если бы три попа ворвались в здание ЦЕРНа и две минуты орали: “Бозон Хиггса — фикция! Гравитация, Хокингса притяни!”, то никому из атеистов и в голову бы не пришло требовать над ними расправы. Поржали бы, и всё! Вот этим атеизм и хорош!

источник

и немного другой вариант

Дан Ксиа, укрываясь от непогоды холодным вечером в буддийском храме, обнаружил, что у него почти не осталось ничего, чем бы можно было поддержать небольшой костер, с помощью которого он грелся. Тогда он снял с алтаря одно из изображений Будды и добавил его к уже почти угасшим углям костра. Смотритель храма ужаснулся при виде такого святотатства и больно ударил Дан Ксиа за неуважительное отношение к учителю. Дан Ксиа спокойно принял удар палки и начал разгребать угли, при этом приговаривая: «Я ищу святые останки среди пепла».

Озадаченный, но все еще сердитый смотритель спросил: «Как можно найти святые останки деревянного Будды?»

«Если здесь нельзя найти никаких святых останков, – ответил Дан Ксиа, – то почему мы считаем эту деревянную фигурку самим Буддой, а если это не Будда, то каким образом тогда я совершаю святотатство и выказываю свое неуважение Учителю? Вы не возражаете, если я добавлю в мой огонь две оставшиеся статуэтки?»

из книги Миямото Сагена Дзэн от А до Я

Основной принцип дзен-буддизма - кто не работает тот не ест

Но прежде, чем идти дальше, я хочу немного поговорить об одном из таких идеалов, ставящемся перед всеми последователям дзэна, так как это поистине самая важная и заслуживающая внимания особенность монашеской жизни дзэн-буддистов. Это и есть фактически то, что отличает дзэн от других буддийских школ, возникших в Китае, и что следует считать главной характерной особенностью дзэна и живой струей в его истории. Под этим я имею в виду понятие работы или службы. Хякудзе выдвинул основной принцип, на котором должна строиться жизнь, и духом которого должен быть пропитан зал для для медитации: «Кто не работает, тот не ест». Когда, по мнению общины, он стал слишком стар для того, чтобы работать в саду (его ежедневное занятие, кроме лекций и обучения монахов дзэну), ученики спрятали весь его садовый инвентарь, так как он и слушать не хотел их бесконечные увещевания. Тогда он отказался принимать пищу, сказав: «Кто не работает, тот не ест».
Читать далее