Похоже прямо на наших глазах наблюдается рождение нового жанра компьютерных игр - симуляторов выживания или симуляторов Робинзона. Читавшим знаменитую книгу Даниэля Дефо все понятно без слов - необитаемый мир (острова нынче не в моде), острая нехватка еды, одежды и прочих благ цивилизации. Въедливые зануды могут вспомнить про игру Deus 1996 года или Robinson's Requiem 1994 , но они так и не привлекли внимания широкой публики, столпами жанра стали Minecraft и Terraria. Недавно вышедшая Dont't Starve не уступает легендарным предшественникам. В отличие от трехмерно-шутерного Майнкрафта и двухмерно-платформетрной Террарии в Dont't Starve используется старая добрая изометрическая проекция, хорошо знакомая по серии Diablo и ее многочисленным клона - особый шарм ей придает безумно стильная графика в духе мрачной, карандашно-комисксовой живописи. Строительство здесь жестко ограниченно, зато выживание сложное и напряженное, а в мире хватает интересных мест и ценных вещей.
Большой проблемой приключенческого режима Minecraft была его простота и однообразие - построил ферму, накопал железа и можешь до бесконечности гулять по однообразно-случайным биомам, раз в пару часов реального времени встречая единичную деревню или храм. В Dont't Starve игрок прежде всего сталкивается с тем, что еда не просто достаточно сложно добывается, но еще и портится, так что носить в карманах многомесячный паек не получится. В отличие от ватных монстров Майнкрафта даже лучшие доспехи не спасают здешнего персонажа от быстрой и обидной смерти - причем наткнуться на очень сильных монстров можно даже при банальной рубке дров, всегда есть вероятность того, что соседнее дерево превратится в крайне злого духа леса, способного убить вас с пары ударов. В большинстве случае путь грубой силы приносит только проблемы - все того же духа леса можно успокоить посадкой новых деревьев, агрессивных собак заманить к стаду мирных быков или к деревне местных жителей-свиней, паучьи гнезда разрушать еще до вылупление паучьих королев. Но стоит освоиться с рядовыми задачами как наступает зима, в ходе который можно банально замерзнуть без теплой одежды и своевременно разведенного костра. Базовые строительные материалы в виде палок и травы восстанавливаются медленно, за камнями для очага и кухонных принадлежностей надо бежать горные биомы, где вообще ничего не растет, бездумная попытка поживиться медом может окончиться быстрой смертью от стаи пчел-убийц. На сладкое остается сюжет о загадочном типе по имени Максвелл, соблазнившим наивного ученого на постройку непонятного портала, уникальных мест вроде массовых гнездовий гигантских птиц и появляющегося только зимой громадного чудовища.
Самая яркая, характерная и запоминающая черта игры по настоящему уникальна - здесь запросто можно сойти с ума от осознания безысходности происходящего и умереть от атаки собственных галлюцинаций: стоит остаться в полной темноте, как кто-то невидимый начинает кусать главного героя. Психическое здоровье едва ли не важней физического или сытости, при его низком уровне обычные кролики обрастают черной шерстью, в темноте вокруг костра загораются красные глаза, чья-то черная рука пытается потушить источники света и рано или поздно непонятные существа выходят на свет и атакуют главного героя. Безумие нарастает по мере сражения с монстрами, нахождения в темноте или под дождем, поедании протухших продуктов, использовании местной магии - по сути дела это весьма остроумны аналог маны. Чтобы быть в здравом уме надо есть приготовленную на кухне пищу, носить красивую одежду и по возможности держаться подальше от опасных мест. В крайнем случае помогают ударные дозы малинового варенья.
Краткое руководство для тех, кому никак не получается пережить первую зиму. Сразу после начала игры быстро разведываем окрестности и собираем базовые ресурсы - ягоды, кремень, ветки и траву. С помощью топора делаем запас поленьев и ночь проводим у костра. В болота не суемся, гнезда пуков осторожно обходим. Сырым ничего не едим, все готовим на костре. Ищем несколько вещей - камни с золотыми прожилками, места с большим количеством кроличьих нор (саванна), стада быков (саванна) и поселения свиней. Найдя все вышеперечисленное с помощью кирки делаем запас камней и золота, после чего разбиваем первый лагерь с сундуками, котлом, научной машиной и алхимической машиной, сушилкой. Главным источником еды будут кролики - которых очень легко ловить в ловушки, вообще кролики наверно самый важный и нужный ресурс. Фермы не работают зимой, ягоды под снегом тоже растут крайне медленно, хотя еда на морозе продолжает портится. На втором месте быки - навоз в качестве топлива и удобрения, шерсть для зимней шапки (подкрадываемся ночью и бреем спящих быков с помощью бритвы). Как можно раньше начинаем готовить продвинутые блюда вроде тефтелей и джема, сушим мясо для восстановления здоровья - уголь для котла и сушильных стендов получаем поджигая отдельно стоящие деревья факелом. Принципиально важные для встречи зимы вещи - шерстяная шапка, камень-грелка, постоянный приток еды от кроликов, копье, деревянные доспехи. С периодически прибегающими собаками не стоит драться напрямую - лучше всего натравить на них агрессивных свиней иди быков в период размножения, в самом крайнем случае бегаем вокруг стада быков, собаки рано или поздно начнут на них нападать. Лучший источник шелка - паучьи гнезда третьего уровня. Самое главное не драться с пауками, а ловить их в ловушки. Из гнезда выпадет паучье яйцо, с которого можно начать собственную паучью ферму.
Великолепный видеообзор с Youtube