Уникальные достоинства книг и чтения

Современные россияне читают все меньше и меньше. Во многом вымышленный статус "самой читающей страны в мире" остался в далеком прошлом, только за последние два года читать стало наполовину меньше народу. Многие задают вполне резонный вопрос - а зачем вообще читать? И очень часто не получают на него внятного ответа. Даже если отбросить наше поражающее весь мир убогостью телевидение - есть доступное в неограниченных количества и практически бесплатной в интернете кино и музыка, есть компьютерные игры и обучающие материалы. Но даже любящие читать люди часто не могут объяснить, зачем они это делают.

1. Чтение настоящих книг - это уникальный способ для развития мышления и воображения. Сколь бы развлекательной и примитивной ни была книга, она все равно заставляет мозг работать намного интенсивнее чем самый умный и сложный фильм. Просто потому что она не поставляет никаких готовых впечатлений. Любая книга - это набор черных закорючек на бумаге. И для того чтобы увидеть за даже бросающую огнешар в вампира ведьму или бодрое мочение ментом в сортире очередного бандита - надо их представить, надо сложить образы из слов и идей.
Читать далее

Про современную живопись

Очень часто под современным искусством понимаются только заспиртованные овцы и набитые дерьмом художника банки. А уж если и картины то из слоновьего навоза. Про причины такого положения дел в том что подается как искусство я напишу потом.

Сейчас о том, что настоящая живопись не умерла, а скорее ушла в подполье. Теперь это частные проекты которые не удостаиваются широкой рекламы в прессе и не приносят серьезных денег. Но эксперименты с новыми методами и образами не прекращается. Нижеприведенные картины найдены в инете практически случайным образом - и совершенно не вписываются в официозную картину больших музеев. В основном они раскапывались по сборникам обоев для рабочего стола, тематических картинок или в свободных прогулках по сайтам художников. И заодно хотелось бы отметить отличие произведения искусства от тех же обычных обоев для рабочего стола - они несут определенное послание, смысл - который может быть и эмоциональным, и логическим, и выражаться прямым текстом и строиться на ассоциациях.

Электрическая лампочка один из символов того, насколько сильно техническая революция изменила повседневную жизнь. Она тесно связана и с электричеством в целом, без которого невозможны крупные города и следовательно сегодняшний мир. И само собой с неисчерпаемой темой робототехники, которая сейчас как раз входит в дома обычных людей в виде роботизированных пылесосов, умных холодильников и забавных игрушек. И будущего искусственного интеллекта. Фундамент любой жизни - самостоятельный поиск питания, борьба со смертью от голода.

Andre Kutscherauer, Германия, ak3d.de, инструменты: 3dsmax, Rhino, Photoshop
Читать далее

Про настоящие книги

Настоящую книгу всегда интересно читать. Она не зависит от моды, мнения друзей, критиков, рекламы и тому подобной шелухи. Она может оказаться в любой издательской серии под самой кричащей и нелепой обложкой и не имеющей ничего общего с текстом аннотацией. Ее можно найти как на шатком лотке с подержанными книгами или нераспроданными складскими остатками, так и в пафосном книжном магазине в центре города. Ее с равным успехом могут ненавидеть или обожать все вокруг. Имеет значение только одно - насколько ее интересно читать и перечитывать. Ибо настоящая книга перечитывается многократно не надоедая и обнаруживая все новые черты и особенности.

Настоящая книга затягивает с головой и погружает в собственный мир. Неважно приключений ехидной ведьмы или переплетенных теорией относительности черных дыр в истории времени. Важен отрыв от окружающего мира и возможность прожить еще одну небольшую жизнь в дополнение к базовой. Чтение "запоем" отличается отсутствием похмелья и каких бы то ни было вредных эффектов.
Читать далее

Эксперименты Лэйн

Работа отнимает кучу времени и сил, на заметки их остается совсем мало. Со временем это пройдет. А пока взялся пересматривать "Эксперименты Лэйн" / Serial Experiments Lain, классику философской фантастики в мультипликационной форме. Сериал очень неторопливый, задумчивый, с минимумом действия и массой символизма. Напоминающий о Тарковском - но не идейной стороной, а самим киноязыком - почти полное отсутствие действия, детальнейшая проработка видеоряда, общая загадочность происходящего, когда сначала трудно понять что происходит. И общей атмосферой задумчивого и меланхоличного спокойствия. Правда тематика совсем другая - сетевое общение, виртуальная реальность и просто современный город. И идеи более интересные и рассказаны гораздо лучше. Впрочем, о самом сериале я напишу потом, когда досмотрю все 13 "слоев" (досмотрел, рецензия здесь).

А пока хочется рассказать о открывающих титрах или опенинге. Сам не могу сказать точно почему, но они/он меня просто завораживают. И сам видеоряд и удивительная музыка, и слова. Интересно что домашние так и не смогли запомнить мелодию, хотя у меня она постоянно звучит в голове и с легкостью вспоминается во всех деталях. И очень хорошо передает настроение самого сериала - одиночество и отстраненность в самом сердце суеты современного мегаполиса.

Формально завязку можно описать как историю немного странной школьницы - малообщительной но в целом вполне нормальной вокруг которой начинают творится странные события, ей приходит электронное письмо от покончившей жизнь самоубийством одноклассницы, выясняется что многие люди видели ее двойника - и в сети и в реальной жизни, у нее начинаются видения, попав в милицию и вернувшись домой поздно ночью она обнаруживает что нет ни родителей ни сестры , комнаты пустые, постели не смяты - но утром они как ни в чем не бывало завтракают... но потом все становится гораздо интереснее.

Увы с русскими субтитрами видео не нашел. Так что перевод песни чуть ниже.

Похоже ты не понимаешь
Жаль ты казался честным человеком
И все твои драгоценные страхи
Превратятся в шепот у твоего уха
Ты знаешь что их слова могут обидеть тебя
И ты знаешь что это так важно
Но ты не чувствуешь ничего
Я падаю, я увядаю
Я потеряла все...
Я падаю, я умираю, я потеряла все
Помоги мне дышать
Я страдаю, я потеряла все
Я проигрываю
Помоги мне дышать

По ходу дела я собрал по сети коллекцию нарисованных фанатами картинок вперемешку с официальными обоями.
Serial Experiments Lain wallpaper art
Читать далее

Ксения Симонова - рисунок песком и настоящее современное искусство

Современное искусство во многих своих областях очень сильно деградировало, фактически превратившись в искусство пиара. Сама работа художника не значит практически ничего - важно та насколько силен будет от нее рекламный эффект. Чем сильнее шок даже не у зрителя, а у тех кто о ней услышит и прочитает, тем лучше - откуда и появляются заспиртованные овцы не говоря уже о значительно менее аппетитных объектах. Главное - создать художнику и его работам репутацию, говоря проще имидж, чего-то такого запредельно крутого, актуального, понятного только избранным причастным к кругу современного искусства. Активнейшим образом используется древнейший психологический механизм - стремление человека выделиться и продемонстрировать свою непохожесть на других.
Читать далее

Питер Мейл. Год в Провансе: счастье спокойствия

Тема национального менталитета столь же расплывчата, сколь и избита. Четкого понимания нет ни у кого - сколько бы ни обсуждали. Но практика доказывает его наличие. Лучше всего это видно в литературе, идеально подходящей для отображения мыслей и чувств людей. В книгах британских авторов часто сталкиваешься с одной особенностью, резко контрастирующей с литературой нашей. Это умение говорить за себя, обходиться без оценок, объяснений чужого поведения и глобальных выводов. Отображать людей и жизнь какими их увидел не стремясь переделать переделать хотя бы на словах. Совершенно чуждая для вещь для словописи на великом и могучем - хоть Толстого взять, хоть Ефремова со Стругацкими, хоть Чернышевского с Достоевским. С другой стороны даже малочитающий человек легко вспомнит Джерома Клапку Джерома, Артура Конан Дойля или Джеральда Даррела как характерный пример иного мышления. Сейчас же речь пойдет о малоизвестном, современном, но не менее интересном писателе ее величества. Питере Мейле и его автобиографическом «Годе в Провансе».

Cюжет прост до невозможности. Автор с женой решили воплотить в жизнь мечту миллионов обитателей северных широт и переселились в крестьянский дом на юге Франции. Внезапной переход от сырости и суеты в солнечно спокойствие не может не зачаровывать. Хорошо знакомое ощущение для помнящих остров Корфу и семейство Даррелов. Правда Мейла животные совсем не интересуют, в отличие от хорошей кухни, вина и общения с друзьями. А вот еще одно впечатление скорее всего разделят именно русские читатели. Шок от богатой деревни, столетия живущей без серьезных потрясений. Здешний крестьянский дом — это трехэтажный особняк с бассейном и историей в несколько веков, о каком только мечтают новорусские миллионеры, нанятый для ремонта работник прекрасно знает все хорошие рестораны на несколько сотен миль вокруг. Индустриализация завершилась много веков назад вместе с последней гражданской войной и революцией, фашисты считали французов вполне арийским народом и почти не трогали, участие в грабеже колоний помогло пройти все вышеперечисленное относительно безболезненно. Ельцина даже представить невозможно. Все накопленное предками богатство - и материальное и культурное сохранилось целым и невредимым, просто поражая знакомого с русским селом.

Читать далее

«Темнее черного/Darker than Black»: мрачная красота

В чем основная проблема персонажей вроде Джеймса Бонда? В одномерности. Сколько бы не старались сценаристы добавить драмы и проработать психологию, человек на экране все равно полностью подчинен функции супершпиона или сверхгероя. Построить интересный внутренний сюжет про мысли и чувства практически нереально и лучше всего это заметно по отсутствию повседневной жизни. Представить Борна или Бэтмена без их статуса и возможностей не то что бы невозможно, просто будет серая скука и для зрителей, и для авторов. А вот в «Темнее черного» обыденность запоминается едва ли не сильнее всего остального. При том что остальное - это шпионский боевик с нестандартной фантастической основой, в стилистике классического нуара.

Читать далее

«Вверх (Up)»: все выше и выше

Иногда просто не верится, что все настолько хорошо. Десятилетиями делать практически идеальные мультфильмы, все время придумывая новые миры, образы, сюжеты, совершая технологические прорывы и двигая вперед анимацию в целом... Образ одинокого гения вроде Миядзаки еще более-менее привычен, но целая студия безумно талантливых людей, да еще из традиционно бездуховного Голливуда может быть только Пиксаром. Поводом же в очередной раз восславить это имя стал "Вверх" ("Up") не так давно наведший шороху в кинотеатрах.


Читать далее